Наставничество и организация процесса сохранения и передачи знаний от опытных сотрудников молодым специалистам – задачи, которые актуальны для многих предприятий среднего и крупного бизнеса.

Сегодня наставничество – это не только передача знаний умений и навыков, но и стратегически значимый элемент системы развития персонала в компании, которые способствуют раскрытию потенциала сотрудников. Институт наставничества в АЛРОСА не нов: эта идея получила широкое распространение в компании еще в советское время, когда многие производственные компании нуждались в передаче ценного опыта; она также очень популярна и в западных странах. Для многих организаций наставничество становится неотъемлемой частью.

Таким производственным компаниям как АЛРОСА необходимо решать множество вопросов, связанных с необходимостью в качественных профессиональных рабочих кадрах в связи с неадаптированностью существующей системы профессионального образования к насущным потребностям бизнеса. Найденное решение – обеспечивает преемственность поколений сотрудников и позволяют решать такие бизнес задачи как, ускорение адаптации молодых специалистов, снижение текучки кадров и подготовка кадрового резерва. Это и укрепление корпоративных ценностей, оптимизация затрат на обучение и формирование позитивного имиджа работодателя.

NASTAVNIK ALROSA Nagrada

В этом году АЛРОСА выступила партнером Всероссийского форума «Наставник», организованного Агентством стратегических инициатив, и приняла участие наряду с другими крупнейшими компаниями страны. Специально для призеров конкурса АЛРОСА подготовила награды, созданные с использованием российских алмазов и бриллиантов. В этом конкурсе приняли участие пять работников компании, чтобы представлять АЛРОСА на конкурсе лучших практик наставничества.

Настоящий успех в том, чтобы ученик превзошел своего мастера

Станочник широкого профиля 5-го разряда механосборочного отделения Мирнинского ГОКа Эдуард Старостин по профессии учитель. Он окончил педагогический колледж, и восемь лет работал в школе учителем черчения, труда и токарного дела. Имея хороший опыт преподавания, наставничество ему легко поддалось в АЛРОСА. Но Эдуард признается: обучать взрослых людей в разы сложнее – они упрямее и имеют дурную привычку спорить, при этом не имея достаточных компетенций.

NASTAVNIK ALROSA Starostin

«На форуме “Наставник”, который проходил в начале этого года и где мы приняли участие, часто озвучивалась близкая мне идея о том, что ученик должен превзойти учителя. На это наставник, собственно, и должен нацеливать новичка. В своей работе этого правила я всегда стараюсь придерживаться», - вспоминает Эдуард.

Опытный станочник действует методом поощрения, озвучивая успехи подопечного, но при этом не нахваливая таким образом, чтобы подопечный не останавливался на достигнутом. Сегодня один из его учеников работает в его бригаде. Молодой человек решил не поступать ни в техникум, ни в институт, а пришел сразу трудоустраиваться в алмазную компания сразу после школы. Через четыре месяца он встал за станок и вот спустя семь лет у него 4-ый разряд, и уже почти догнал по уровню мастерства своего учителя, рассказывает Эдуард. Сегодня он выполняет ответственные работы и тот день, когда он превзойдет своего учителя, уже близок.

«За теми бывшими учениками, которые остались трудиться в компании, я продолжаю наблюдать. Иногда подхожу к станку и подтруниваю их, а иногда они сами приходят, чтобы попросить совета», - делится Эдуард.

«Новые работники в цеху после обучения, как правило, не задерживаются – идут на повышение»

Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования карьера Юбилейный» Айхальского ГОКа Виктор Ивашковский в своем цеху один из самых опытных работников, что позволило ему стать наставником для других. Виктор опытный наставник не только в компании, он также плотно работает с учащимися айхальского филиала Мирнинского регионального технического колледжа, которые приходят в АЛРОСА на полугодовую производственную практику.

«Я помогаю стажерам проходить адаптацию, знакомлю с корпоративной культурой. Тут важно показать не только сам технический процесс, но и научить правильно вести техническую документацию, без чего нынче никак, планировать свой рабочий день и многое другое», - поделился Виктор.

За две недели Виктор старается задействовать подопечных на всех объектах, чтобы они легко могли ориентироваться на рабочем пространстве и быть как рыба в воде, что немаловажно. Виктор говорит, что, как правило, новые работники в цеху после обучения, как правило, не задерживаются – идут на повышение. Тех, кто хорошо себя показал, переводят в цех, обслуживающий экскаваторы, буровые установки.

«Один из моих подопечных стал моим начальником»

Одним опытнейших наставников в АЛРОСА является грохотовщик Александра Бекетова. За период наставничества она подготовила более 200 человек.

«Один из моих подопечных стал начальником цеха, в котором я тружусь, и сейчас я работаю в его подчинении», - с большой гордостью рассказывает Александра.

Александра Бекетова относит себя к строгим и требовательным наставникам, собственно, и как работник, и жизни в целом. Она признается, что вначале ученикам это не нравится, но ее огромный опыт показывает, что подход действенный. Ведь спустя время они начинают это понимать и благодарят за это. Александра считает, что по-другому нельзя, потому что от их работы очень многое зависит и промах на их этапе обогащения руды может привести к остановке мельниц, что неминуемо приведет к невыполнению плана.

Общение с подопечным на равных

Консультант центра подготовки кадров Алла Попова занимается формированием в компании культуры молодежной политики. За два года работы ей удалось поработать с более чем 50 молодыми специалистами. Среди ее повседневных задач – обучение работника лидерским навыкам, привитие стремления к профессиональному росту, активной жизненной позиции.

NASTAVNIK ALROSA Popova

«Мне ближе понятие менторства, как коммуникации с наставляемым на равных. Я смотрю на менторство, как на двустороннее развитие. Ментор передает не только профессиональный, но и общий жизненный опыт, благодаря чему между ментором и менти возникает тесная человеческая связь. В этом, мне кажется, ключ к тому, чтобы достучаться до молодежи. А фактически менторством я занимаюсь около 10 лет. За это время у меня сложились очень душевные, по-настоящему дружеские отношения с пятью менти», - делится Алла.

В АЛРОСА создается школа наставничества

Заместитель начальника управления организации труда и работы с персоналом Наталия Петухова рассказала, что форум «Наставничество» подтолкнул их к тому, чтобы начать разработку комплексной программы развития системы наставничества в компании. Еще на этапе подготовки к конкурсу они сделали вывод о том, что сегодня наставничество в компании не имеет системного характера.

NASTAVNIK ALROSA Petuhova

«В качестве приоритетной задачи нам необходимо сформировать прозрачные критерии эффективности работы наставников и сформулировать четкую систему мотивации. Среди прочего мы будем оценивать, насколько быстро новый работник смог адаптироваться в компании, начал работать самостоятельно, успел ли усвоить все необходимое за время испытательного срока», - рассказала Наталия.

В АЛРОСА хорошо знакомо наставничество на производстве. Как того требуют законодательные нормы, на опасном производственном объекте каждого нового работника сопровождает опытный сотрудник. А многие технологические процессы в АЛРОСА очень уникальны, и обучить им возможно только на рабочем месте. Однако наставники нужны не только на производстве. Существует управленческое наставничество, когда более опытные управленцы наставляют сотрудников, состоящих в кадровом резерве, делятся секретами эффективного руководства и рассказывают о тех ошибках, которые совершали в начале пути. К отдельной категории можно отнести также наставничество в рамках реализации новых проектов. Здесь наставник, помимо прочего, выступает агентом изменений и позволяет внедрять инновации быстрее и безболезненнее. Поэтому было выбрано, что школа наставничества будет функционировать на базе центра подготовки кадров.

Наставничество со школьной скамьи

На форуме «Наставник» прозвучало много идей, которые «намотали на ус» сотрудники АЛРОСА, и сразу же настроились на то, чтобы применить их в своей компании. В последствии эти идеи они решили не просто внедрять, а принять программу развития наставничества. Уже там на форуме, были намечены проекты для представления на конкурсе «Наставник» в 2019 году. Особенно их заинтересовала номинация «Дети учат детей». Несмотря на то, что в Мирном большинство жителей связаны с алмазодобычей, дети мало что знают об этой отрасли и о крупнейшем в мире алмазодобытчике. И в долгий ящик этот вопрос не был отправлен. В начале сентября этого года на базе Политехнического лицея города Мирный был открыт первый инженерный АЛРОСА-класс.

«Важно, что данный проект поможет ребятам сделать осознанный выбор будущей профессии или специальности. Кроме того, школьников будут готовить для поступления в профильные вузы, после окончания которых они смогут работать в АЛРОСА.  Инженерный класс – это также уникальный проект, где ребята будут обучаться физике, математике и информатике более углубленно, чем эти предметы преподаются в школе», - пояснила заместитель директора по учебной части ЦПК Оксана Акимова.

NASTAVNIK ALROSA 2

Источник: АЛРОСА

Поделиться: