Зима нынче запоздала, поэтому надеяться на раннее открытие автозимника из Западной Якутии в сторону Киренского района Иркутской области не стоит. Если, усть-кутский зимник, в 2016 году открывали 12 декабря, в 2017 году – 15 декабря, то в этом году сроки могут отодвинуть на несколько дней позже.
Что говорить, если через ледовые переправы через реку Вилюй, согласно официальному разрешению от ноября 2018 года, автомашины с грузоподъемностью до 4 тонн смогут переправляться только с 1 декабря. А между тем, время торопит автодорожников.
Алмазоносная и нефтегазовая Западная Якутия не в состоянии обеспечивать себя без участия автомобильного транспорта. Не надо забывать, что отрезок зимника «Таас-Юрях – Верхнемарково» с протяженностью в 824 км – это подлинная «дорога жизни». Это – федеральная автодорога «А 331 Вилюй». Без этой автомобильной дороги Мирнинский район не получит ГСМ, строительные материалы, товары и продукты, технику и оборудование. Весь короткий промежуток зимы и ранней весны, непрерывно курсировали по узкой трассе автомобили разных марок и наименований, доставляя грузы для Мирнинского и других районов Западной Якутии.
6 лет назад, «Росавтодор» решил провести автодорогу «Вилюй» по маршруту пролегания зимника «Мирный – Таас-Юрях – Верхнемарково». Можно отметить, что было достигнуто более выгодное, целесообразное решение для Мирнинского района.
Автодорога сложная, нуждается в солидных инвестициях от государства. От якутского села Таас-Юрях до Верхнемарково Иркутской области необходимо проехать огромное расстояние без автозаправок. Маршрут проходит преимущественно по безлюдной территории. Автодорога-зимник из Таас-Юряха до п. Верхнемарково Иркутской области обслуживается Мирнинским управлением автодорог. МУАД обслуживает зимник, на котором, в пиковый период, за день проезжает до 600 автомашин. Автомашин так много, что часто бывает и так, что, не поделив дорожное полотно, некоторые съезжают на обочину (фото). Вот почему качеству дорожного полотна обращают пристальное внимание.
Сегодняшний перечень работ Мирнинского управления автодорог огромен. Это – подготовка зимника к эксплуатации, плановые работы по содержанию дороги, очистка дорожного полотна от снега, подсыпка противогололедного материала на водоразделах, подвоз материала, содержание карьеров, пикетов, обслуживание техники и оборудования.
Вследствие проезда огромного количества техники не редки случаи аварий.
А в последние годы, автодорожники буквально выбивались из сил, устраняя неполадки на зимнике из-за выхода многочисленных наледей из перекрестных ручьев и речек. Много проблем создают притоки рек Нижняя Тунгуска и Чона.
Строительство круглогодичной автодороги с грунтовым покрытием избавило бы Западную Якутию от «коллапса» с получением жизненно важных грузов. Поэтому республиканские власти должны предпринимать кардинальные меры для ускорения строительства федеральной автодороги «Вилюй». А их усилия я считаю не достаточными.
Руководство республики признает наличие острой проблемы, заявляя, что строительство круглогодичной автодороги до Усть-Кута – прерогатива федерального центра. Однако республиканские власти не должны перекладывать нагрузки только на управление федеральной автодороги «Вилюй» и Мирнинское управление автомобильных дорог. Власти должны работать на ускорение процессов начала строительства круглогодичной грунтовой автомобильной дороги.
В связи с тем, что вдоль маршрута пролегания автодороги до Усть-Кута давно функционируют крупные нефтегазовые предприятия, можно было подключить их силы. Необходимо их участие и разработка дорожной карты. Однако эти предприятия не спешат идти навстречу насущным интересам Западной Якутии. А помощь, при строительстве круглогодичной автодороги из села Таас-Юряха до поселка Верхнемарково, значительно преобразило бы социально-экономическую ситуацию в западной части республики.
Станислав Алексеев, город Мирный
Фото из сайта «Дальнобой.Орг», блога «Evgena222»