Почетным гостем Международных интеллектуальных игр стал политический и духовный наставник руководства республики и жителей региона – Первый Президент Республики Саха (Якутия), Государственный советник Якутии, НИКОЛАЕВ Михаил Ефимович. Сегодня мы встретились с уважаемым человеком, чтобы узнать его мнение об организованных Играх и о будущем образования в Якутии.
- Михаил Ефимович, были рады вас видеть в добром здравии на церемонии открытия Международных интеллектуальных игр. Как ваше самочувствие?
- Мое самочувствие удовлетворительное в плане состояния здоровья. А душевно я очень горд и рад, что в нашей республике проводится такое знаковое событие, как Международные интеллектуальные игры. Это мечта каждого человека – видеть своего ребенка в составе участников подобных игр. На Международных интеллектуальных играх мы сможем убедиться, насколько наши дети по интеллекту, развитию, знаниям отстают или наравне с детьми из высокоразвитых стран, таких как Япония, Корея, Китай и другие азиатские страны.
- Какое направление выбрали бы вы на площадках интеллектуальных игр, будь сейчас ребенком?
- Конечно, наше поколение - послевоенное поколение 30-40-х годов. Откровенно говоря, такого широкого взгляда, широкого понимания у нас не было, поскольку среда не позволяла. Мы, в основном, были сконцентрированы на внутренних проблемах страны, республики, родного села. А если посмотреть сегодняшний день, я выбрал бы биотехнологию в медицине. Сегодня, все же, человек выдвигается на первый план. Его знания должны быть направлены на его умственное развитие, то есть на раннее воспитание. Как сегодня практикуется в развитых странах.
- Выступая перед гостями и участниками Международных интеллектуальных игр, вы отметили, что в отличие от былых времен, наука в России сегодня более ценится. Что вы отметите о развитии науки в Якутии?
- В эти дни я беседовал со многими иностранными экспертами, которые приехали на Международные интеллектуальные игры в качестве судей, экзаменаторов. И они говорят, что в нашей республике нет среды для развития науки. К примеру, мы проводим соревнования по робототехнике. Вместе с тем, применения робота в реальной жизни у нас нет. То есть получается, ребятам навязывают искусственность. Это не востребованность производствами наукой. Тогда, конечно, ребенок будет какое-то время заниматься наукой (в данном случае разработкой роботов), но потом оставит это, так как нет необходимости, применения в быту. Среда и востребованность науки – громадная движущая сила.
Я разговаривал с профессором из Непала, который читал великолепную лекцию о своей профессии - как у них развивается медицинская наука и как они коммерциализируют ее, применяют в практической жизни, я поразился видением человека. Он демонстрировал и рассказывал. Непал - не такая уж развитая страна, поскольку до 1960-х годов руководство республики Непал законодательно запретило развитие образования. Но когда на смену власти пришли новые люди с огромным желанием развить небольшую страну (с населением около 1,3 млн.), образование и наука стремительными темпами начали свое развитие. Профессор показал, как он проводит операцию головного мозга человека. Самое удивительное то, что во время этой операции непальские ученые дают оперируемому читать, видеть картины, журналы, и чтобы он рассказывал об этом. Профессор говорит, что так легче оперировать, находить пораженные клетки мозга. Также он рассказал, как провели операцию по разделению сиамских близнецов. Провели специальный конкурс, по итогам которого участниками выполнения этой сложнейшей операции были определены команды по пять человек из 20 стран – в общей сложности 100 человек. Вся мировая общественность следила за ходом операции. Это сложнейшая операция – отделение близнецов, когда у них одно на двоих сердце и другие жизненно важные органы. Так что я был не только поражен, но и восхищен тем, что услышал от непальского ученого.
Профессор рассказал, что был у нас в Национальном медицинском центре. Он сказал, что о таком центре, оснащенном по последнему слову медицинской техники, они, непальцы, могут только мечтать. То есть в Якутии есть подходящая среда для развития медицины. Почему бы нам не развиваться в данном направлении?
Востребованность, практика, оснащение, база, кадры – вот, что входит впонятие подходящей для развития науки среды.
- Михаил Ефимович, врио главы республики Айсен Николаев, как известно, является выпускником верхневилюйской физматшколы. Если так взять, многие известные политики, как правило, со школьной скамьи «дружат» с точными науками. Как вы думаете, зависит ли успешная политическая карьера от наличия у человека особого, математического склада ума? Или же причина в другом?
- И да, и нет. Все же, это зависит от самого человека. И парадоксально – не от него самого. Политика на то и политика. Прежде всего, все зависит от разносторонности человека. К примеру, когда Альберта Эйнштейна пригласили в Израиле стать первым президентом, он категорически отказался. Поэтому здесь нельзя связывать лидера страны, республики с его математическим образованием. Айсен Сергеевич, да действительно, у него школа хорошая – Алексеевская физико-математическая, потом московский госуниверситет имени М. Ломоносова, поэтому база у него есть. Он всегда в политике – был депутатом, министром, мэром, сейчас он – врио главы. Большую роль играют личностные качества: и воля, и характер, настойчивость, широта взглядов. Это комплексное понятие, необходимое для политики.
- И последний вопрос: какие школы в Якутии, на ваш взгляд, на сегодняшний день заслуживают похвалы за то, что они действительно развивают одаренных детей республики?
- Во-первых, дети все одаренные. Наша задача – не потерять их, воспитывать, развивать талант и способности с самых юных лет, с рождения ребенка. Поэтому, прежде всего, родители должны любить своих детей. Не только каждодневно целовать их, гладить, а и учить детей. Учить, еще раз учить… Учить музыке, рисованию, многоязычию, шахматам, учить за собой ухаживать. То есть нужно направлять. Почему ценится музыка? Потому что головной мозг обладает удивительным свойством слушать повторения. Не случайно говорят, повторение – мать учения. Способности ребенка понимать все быстро – основа для учения. Поэтому мы не можем здесь хвалиться. У нас бытует мнение, что ребенка до школы не нужно учить чтению, а то в школе ему будет неинтересно. Также считают, что ребенок-якут развивается медленнее. Современная наука доказала, что это не так. Человеческий мозг не зависит от национальности, расы, среды обитания.
Я восхищаюсь нашей Высшей школой музыки. Это великолепная школа, преподаватели. Активное участие принимают родители обучающихся. Также есть чудесная школа Нины Афанасьевны Алексеевой. Каждая республика может гордиться такой школой, такой постановкой, такими результатами. Посудите сами, за 20 лет эту школу окончили около 571 ребенка, из них 80% - с медалью. Стопроцентная успеваемость, высшие учебные заведения 40 % выпускников окончили с красным дипломом, а четыре учащихся - золотой медалью. Это феноменальное достижение! И при том, большинство детей выбрали технические специальности. Они к тому же в раннем возрасте заканчивают школу - в 13-14 лет, а не в 16-17, как обычно. У нас в свое время была сеть президентских школ, включающая 42 школы. До сегодняшнего дня они все являются флагманами, локомотивами образования Якутии. Ими всеми я горжусь!
Нам, жителям республики, нужно по-новому смотреть на место и роль образования. Вот я вчера был в коллективе молодых якутских айтишников, братьев Ушницских «Майтона». Группа была создана в недавнем прошлом. За короткое время «Майтона» прошла огромный путь, совершенно нехарактерный нашей среде – создание IT-индустрии. У ребят где-то 350 человек работает. Скоро говорят, увеличат до 450-500. Они работают не только в Якутии, но и в Сингапуре, Китае, в центральных областях Российской Федерации. И намерения у них - еще расшириться, быть одним из компаний-лидеров по IT-технологиям. Они и зарабатывают неплохо, в среднем заработная плата, мне сказали, 150 тысяч рублей. В прошлом году они создали интеллектуальную продукцию, своими способностями, своим умом, стоимостью в 4 миллиарда рублей. Мы постоянно говорим, что нам надо развивать IT-индустрию, IT-технологии. Это практически не зависит от места расположения, потому что продукция распространяется виртуально. Только нужны светлые умы. 21 век – век ума. Поэтому на образование нужно смотреть по-новому. За образованием идет человек, производящий продукцию. Далее ее коммерциализация – человек создает науку, которая должна иметь прикладную значимость. Ее приложить на производство, которое тоже должно быть коммерциализировано. Наш народ очень умен и талантлив! Только мы, родители, наша система несколько сдерживаем этот процесс. Поэтому, необходимо пересмотреть отношение к образованию, определить место образования. Мы всегда тянулись к знаниям, но тот запас, который мы накопили, не отвечает современным требованиям. Именно родители и школа должны по-новому смотреть на этот процесс.
Виктория СТАСЬ
Фото: Андрей Сорокин, ЯСИА
Источник: Yakutia24/Якутия24