Сегодня у нас в гостях побывал предприниматель и политический деятель Владимир Федоров, который рассказал о своих проектах по поддержке национальной культуры народа саха. Среди его проектов это «Могол ураhа» и «Айыы дьиэтэ». 

- Я абориген. И я местный до мозга и костей, потому что я являюсь Федоровым, живущим на этой земле, в седьмом поколении. У меня есть архивные данные, о предках, которые проживали в Якутии с 1800-х годов, есть и более ранние упоминания о роде в церковно - приходских книгах.

Вот такие документы подтверждают мое аборигенное происхождение на территории республики Саха (Якутия). Соответственно являясь коренным жителем, без национальной культуры, без языка, без ментальности, человек не может существовать. Живя здесь, начинаешь кормить огонь и реку, проводить обряды и говорить на одном языке природы. Я в корнях «объякутился» настолько, что моя жена и дети уже даже некоторые слова непроизвольно говорят на якутском языке. Меня называют «куорат уола», но я сельский выходец, поэтому знакомство, с селом, с хотоном, покосом и земледелием, было впитано с молоком матери.

Когда я поехал в Таттинский улус, с одним из наших партнеров, чтобы защитить интересы таттинских учителей, мне предложили поехать в деревню к Мардаар Уус (Борису Неустроеву). Я увидел тамошний быт и жизнь, страшную дорогу. Я увидел, какой это светлый человек. Соответственно, будучи уже членом фонда Мандаар Уус, я понял, что таких фундаментальных людей, нужно не только чествовать и помогать финансово, но и закреплять их мастерство и талант, при жизни ставить памятник благодарности оценки их труда. Меня это настолько тронуло, что я передал ему свое тусулгэ в местности Ус Хатын. Это было сделано в знак уважения к этому человеку. Что касается самой идеи фонда «Мандар уус», то это благотворительность, поддержка мастеров, и я на базе своей площадке «СахаЭкспоЦентрв» готов каждый год проводить выставки мастеров.

Вопрос развития народа в духовном смысле для меня очень важен, я благодарен Михаилу Николаеву за то, что он мне привил манифест призыва к духовности, почитания народной культуры. Для меня эти вещи на ысыах тусулге, ураса, украшение салама – это целый ритуал. Для моей семьи это такая же традиция, как наряжать елку на новый год. Что касается бытийности народной, конечно мы живем на реке, ездим на охоту, проводим обряды, а ведь, казалось бы – такие простые вещи. Например, мой дед, который был пашенным, научил такой вещи, что я не могу оставлять в нечистоте, его обязательно надо чистить. Все, что касается устройства быта: заготовка сена, дров, льда, хотона, мне это знакомо, и я провожу конкурс в своем улусе уже много лет. Называется он «Yлэ куyhэ» («Сила труда») в Хангаласском районе. Я устраиваю соревнования по быстрому приготовлению чая, по распиловке дров, по складыванию поленницы, по добыче льда. Это такие традиционные вещи, которые я знаю, как правильно делать и могу об этом судить.

А что такое строганина для семей, которые живут в республике? Для нас это целый ритуал и мастерство – быстро и красиво разделать замороженную рыбу. Я доказал свое мастерство на конкурсе строганины в 2017 году, в рамках российского фестиваля «Зима начинается в Якутии», где я занял Гран-при. Некоторые люди готовятся к конкурсу, ну а для меня это обычное дело. Откуда это? Потому что ментальность моя, столетняя история моего народа, заложены в меня. Так же как это передалось моим детям. Они знают, как приготовить хатыс, мясо, строганину.

В связи с этим моя ментальность связана с народом, с которым живу свои 49 лет, а уже столетиями и из меня это никак не выбить. Поэтому родина для меня много значит.

Что касается проекта «Дома айыы» это храм, это уже религия. У людей есть такая необходимость, поговорить со всевышним, с верхним миром. Я хочу участвовать в процессе. Земля, которую я предоставил на Чочур Муране, она как раз пригодна, там есть алаас, там есть сопка, лес, все, что связано с якутской природой. В городе не найдешь такого места. «Айыы дьиэтэ» – проект в который я готов вкладываться.

Айыы Дьиэтэ

Еще есть проект – «Могол ураhа». Это ручной работы ураса из бересты. Она состоит из множества панно, которые делают мастерицы в таттинском улусе. Каждое панно делается 3-4 месяца. Ураса делается из множества таких панно. «Могол ураhа» это как коттедж, ведь для нашего народа береста – это ценный продукт. Его добыча трудоемкая. Как березовый сок, так и сама береста берется в определенное время, при ее сборе нужно использовать правильные слова, мысли, «сиэр туом», алгыс – это все нужно, чтобы сделать достойную урасу. Таттиинские мастерицы готовы сделать урасу, у нас есть, земельный участок, который я предоставляю.

У нас в Санкт-Петербурге есть часть урасы, но это далеко. Нам нужно иметь это материальное наследие предков здесь, в Якутии. Пока у нас есть мастерицы и пока их руки помнят, как это делать, нужно оставить это нашим потомкам, чтобы они видели, что ураса это не только форма, но и содержание. Каждая деталь шьется вручную, конский волос продергивается сквозь бересту, и создаются узоры. Это искусная работа мастеров и огромный труд многих людей. Ураса это передача трудолюбия, истории рукоделия.

Могол1

Могол1

Могол1

Могол1

Могол1

 

«Могол ураhа» должна находиться внутри огромного купола. Сам проект будет организован на острове Сайсары на участке возле сквера матери. У него будет народное финансирование, это будет народная стройка, средства будем собирать всем миром. Государство участвует в виде земельного участка. Сначала решим вопрос с землей, а в следующем году с установкой урасы. Это зависит от того, когда свою работу завершат мастерицы.

Автор: Дмитрий МИХАЙЛОВ

Источник: Yakutia24/Якутия24

Поделиться: