Интересный собеседник

«Журналист не может быть поэтом. Поэты витают в облаках, а журналист – ходит по земле, решает людские проблемы», - с этих слов у меня начиналась практически каждая учебная пара в отделении журналистики. Герой сегодняшнего материала считает также. Но сам любит писать стихи.

Михаил Тимофеевич родился на Донбассе, вырос в Тульской области. С 1961 года жил в Якутии. Он прошел весь редакционный путь – от разнорабочего в типографии, до заместителя редактора газеты «Мирнинский рабочий».

А кроме всего прочего обладатель престижных журналистских премий и наград - «Золотое перо», премии имени Ярославского и др. Печатался в журналах «Юность», «Полярная звезда», коллективных сборниках, республиканских, областных и городских газетах. Кавалер знака «Шахтерская слава» III и II степени. Долгое время был собственным корреспондентом газеты «Социалистическая Якутия» (сейчас «Якутия»).

15 июня ему исполнится 75 лет. В преддверии этой даты, некоторые мысли Михаила Тимофеевича о секретах мастерства и людях.

фото морозов

О жизни в Якутии

В 18 лет я поехал куда глаза глядят, «докуда хватит денег». Доехал до Мирного, так и оказался в Якутии. Сразу пошел работать в типографию. В стране было время комсомольских призывов, больших строек. Все куда-то ехали работать по распределению. Я же поехал сам, по собственному почину.

Первый год жил в якутской семье и по-якутски говорить немного научился.

Я считаю себя очень счастливым человеком, столько драгоценных людей встретил на своем жизненном и творческом пути.

О работе в «Мирнинском рабочем»

Горожане часто принимали нас за редакцию из-за вывески «Типография газеты «Мирнинский рабочий». Несколько человек с жалобами и сигналами попали на меня. Так, будучи разнорабочим, стал писать репортажи и очерки в газету.

Корректором стал случайно. Действующий корректор ушла в декретный отпуск. На ее место пробовались несколько учительниц. В итоге взяли меня.

Я жил в типографии, поэтому работал еще и сторожем, раз в неделю занимался корректурой газеты, по ночам писал репортажи, а утром шел плавить металл для наборной машины - линотипа.

Как-то пригласил меня к себе Радий Семенович Шепелев (редактор газеты «Мирнинский рабочий») и предложил перейти в штат газеты. Работал литературным сотрудником, потом заведующим отделом, ответственным секретарем и стал заместителем редактора «Мирнинского рабочего».

Ты можешь быть очень квалифицированным специалистом, но какой в этом смысл, если нет диплома об образовании? Я заочно окончил отделение журналистики Иркутского госуниверситета. С отличием. Как пишущий журналист я уже сформировался, поэтому мне не трудно было учиться.

О журналистике

Журналистика – это призвание, которое благодаря шлифовке, твоим усилиям становится профессией. Одаренность тоже имеет значение. Для меня журналистика - это судьба. Иначе и не могла сложиться жизнь.

27 лет быть собкором в одном месте, это рекорд, пожалуй. Попробуй, усиди. Судьба.

В журналистике нет понятия «уйти вовремя», как в спорте. Тяготение к строчкам велико, желание писать с годами не пропадает.

Писать стихи – это не профессия. Мои стихи начали печатать в районной газете с 8 класса, будучи уже взрослым человеком, выпустил сборник. И сейчас пишу. Но я не поэт. А журналистика – это серьезное дело, это профессия.

Журналистом не может быть человек, который мало читает. Ты можешь быть и робким, и смелым, и путешественником, и домоседом, не имеет значения. Главное – читать книги.

Секрет мастерства? Старайтесь искать и увидеть в каждом человеке его уникальное свойство, то, чем он не похож на других. И раскройте такие его качества, благодаря которым вы будете гордиться знакомством с этим человеком. И он будет рад, что его так раскрыли.

Я не был злым корреспондентом. Не искал, кого бы ущипнуть, пришпилить. Даже когда занимался критикой, старался не унизить человека. Спустя какое-то время, герои критик без обиды приходили ко мне за помощью. Вот так надо критиковать.

Задача журналистики – духовно вооружать человека. И производственно-передовым опытом, и умению быть добрым и великодушным. Человек должен расти духовно, на это всегда была направлена моя работа. Разумеется, журналист не должен напрямую писать свое мнение, но сквозь строки должно идти такое настроение.

О перестройке и СМИ

В конце 80-х, когда перестройка начала терпеть крах, всех потянуло на чернуху. В редакции такая волна пошла - меньше позитива. А я терпеть не могу негатив. Даже если и видел что-то страшное, не спешил смаковать этот момент. При премьере Якутии Василии Власове, это мой комсомольский товарищ, началось оздоровление экономики в республике.  И начали требовать позитивные новости. Где последовательность?

Свободы печати нет и не было. Ни тогда, ни сейчас. Когда у нас начали тянуть нефтепроводы, в том числе через Южную Якутию, написал о совершаемых нарушениях при строительстве. В частности, китайские строители могли без разрешения надхорных органов копать песок и т.д. Получилась немного свирепая статья. Мне позвонила Таня Рудых из газеты «Якутия» и говорит: «Материал не надо печатать, о гиперпроектах - или хорошо, или никак». Но они ж не покойники?

Наверно, нашему поколению даже повезло, что мы сейчас на пенсии, нам не надо связываться с пресс-центрами, пресс-службами. Сейчас ведь вся информация идет через пресс-службы. Те, в свою очередь, берут разрешение на публикацию у руководства. Только после его разрешения можно начинать работу. И обязательно в статье это руководство упомянуть.

Какая тут свобода.

О мемуарах

Был один случай в газете «Якутия». Говорю: «Не впаду в блуд мемуаризма», а собкор Олег Бородин флегматично ответил: «А ты возьми и впади», ему в поддержку Лена Степанова тоже высказалась. С недавних пор начал делать некоторые записи о людях.

Я вхожу в глаза твои, как в сказку…

Я глянул в серые глаза Валентины Алексеевны (жена М.Т. Морозова – ред.) и все, влюбился. Пришла к нам после обогатительной фабрики устраиваться корректором. И Валентина, увидев меня, так и поняла – этот в меня влюбится. В 1969 году поженились, вместе учились в университете. Позже из нее вышел талантливый журналист, работала завотделом в Мирном, руководила многотиражкой в Нерюнгри, а потом  собкором ЯСИА в течение 20 лет.

В Люберцы переехали 6 лет назад, пока Валентина была жива, летали то домой, в Нерюнгри, то сюда, к дочери. Душа немного на распутье, и тут хорошо, и там. 

О людях

Юрий Куприянов, постпред Якутии в Москве, несмотря на свой интеллигентный вид, оказывается хороший охотник. Отправил нам на День печати сохатого, которого сам добыл.

Когда Егор Борисов (экс-глава Якутии – ред.) давал пресс-конференции в постпредстве, задавал ему вопросы. Он после подходил ко мне, говорил – опять Морозов прицепился. Будучи журналистом, писал на экономические темы. Поэтому и сейчас интересуюсь состоянием дел. Конечно, больше меня волнует Южная Якутия, так как о Нерюнгри больше знаю.

Как-то в детстве, в пионерском лагере, а потом и в школе меня назначили председателем совета пионерской дружины. Это произвело на меня неизгладимое впечатление. И не из-за честолюбия. Тогда появилась мысль, что теперь надо подтянуться, в учебе себя погонять. Я потом все детство пробыл председателем, до самого комсомола.

У Владимира Алексеева есть замечательная книга «В краю вечного холода». Я ее прочитал и написал рецензию в газету. А знакомые отправили ее Владимир Романовичу в Иркутск. Он ко мне потом позвонил: «Михаил Тимофеевич, можно я вам свою книгу отправлю?»  Для меня сам звонок от профессора был честью. Эта книга и сейчас у меня есть, перечитываю иногда. Недавно

Владимир Снегирев, бывший собкор в Афганистане, подарил недавно мне свою книгу «Рыжий». Она об Афганистане, как пленных своих выручали. Владимир - мой однокурсник, горжусь дружбой с ним.

Я бы побеседовал с певицей Саиной. Наше знакомство произошло в 2004 году, когда пускали пассажирский поезд из Алдана. Владимир Членов, в то время министр транспорта, связи и информатизации Якутии, попросил написать песню, ее потом спела Саина. Я написал текст. У нее интересные мысли о коренных малочисленных народах.

Современные технологии здорово упрощают жизнь. Дети записали на планшет мои любимые музыкальные произведения – Шопена, «Вальс» Свиридова из «Метели», первый концерт Чайковского и другие. Слушаю, находясь на даче или дома.

Виктория Сунтхавонг,

Источник: газета "Ваше Право. Дальний Восток".

Поделиться: