Поездка из города Мирного до столицы Якутии(1.240 км) по федеральной автодороге «А331» «Вилюй» – сплошной экстрим, тяготы. Мало того, что ехать опасно и трудно, но и весьма ощутимо «бьет» по нашим кошелькам.
По состоянию, на 7 июня 2018 года, для того чтобы добраться из алмазной столицы до республиканской столицы необходимо раскошелиться до 11 тысяч рублей. На всем протяжении пути из города Мирного до Верхневилюйска затянулось неприглядное «стыковочное время».
Ботуобиинские и тюкянские регаты: берез правы - берег левый
Река Вилюй полноводна. Это – результат спуска вод из плотины Каскада Вилюйских ГЭС, для того чтобы вилюйские улусы успели провести чрезвычайно необходимую навигацию. Половодье на малых реках наступило за счет притока «черной воды». На Оччугуй Ботуобии граждан переправляет лодка. То же самое происходит и на Вилюе, под селом Крестях. Аналогичное положение наблюдается под крупной стремниной – Тюкяном. Крестяхский паром пустится в дрейф лишь при массовом потоке техники. Они – частники и сами решают, когда начинать работу. На реке Тюкян, пока еще не решено с паромом. Там, пассажиры вынуждены переправляться на лодке. Владельцу моторной лодки надзирающие органы могут предъявить иск. Вмешательство ГИМС понятно – безопасность граждан превыше всего. Ну а в таком случае, почему не подключают к делу паром? Спустят ли понтон на днях?! Ответ «черство», официальный.
На Оччугуй Ботуобии собираются спустить наплавной мост (Понтон) только лишь к 16 июня (В 2017 году наплавной мост был сооружен 9 июня), а на Тюкяне обещают приступать к монтажу наплавного моста до 15 июня.
Как всегда превалирует «дежурная фраза» от владельцев понтонов: «Когда позволит зеркало воды». Сегодня, Оччугуй Ботуобуйа полноводна.
Мост через Тюкян был запланирован в 2020 году. Пустые обещания
На реке Марха (Нюрбинский район) затягивается строительство большого, внеклассного моста. Видно даже невооруженным глазом, что мостостроители отстали от графика работ. Находящаяся в 72 км от р. Марха р. Тюкян – один из крупных притоков р.Вилюй тоже нуждается в мосте. Еще в 2013-2014 годах, проект стационарного моста через реку Тюкян проходил государственную экспертизу в городе Москва. Согласно проекту, было запланировано строительство моста с длиной 267,35 метров с подводом в 4 километра. Тюкян – полноводная река, левый приток Вилюя. Длина реки – 747 км, площадь бассейна – 16,3 тыс. кв. км. Вопросы насчет строительства моста через Тюкян к ответственным лицам – представителям правительства Якутии, руководству управлению федеральной автодороги «Вилюй» я задавал неоднократно. Все они разделяли мою точку зрения, сопереживали. Однако. Все склоняется к одной формулировке: Необходимо вмешательство более сильной структуры - «Росавтодора». Но районные и республиканские власти имеют ли подход к мощному федеральному ведомству?
Скорее всего, нет. Создается вопрос: А собственно, «Росавтодору», интересен ли вопрос скорейшего сооружения мостов через притоки Вилюя? Я неоднократно направлял письменный вопрос из зала во время многочисленных правительственных отчетов, по поводу строительства мостов через реки Тюкян и Оччугуй Ботуобия. Отвечали с большой неохотой. В 2017 году, правительственная делегация про мост через Тюкян выдало такое резюме.
«В 2018 году закончится строительство моста через реку Марха. В 2020 году, построят мост через реку Тюкян».
Друзья, а ведь на дворе 2018 год! А где обещанный мост через реку Марха? Поэтому, в положительный исход дела мне совершенно не верится, поскольку я «сыт» пустыми обещаниями. Мы – общественность Западной Якутии, с «превеликим» трудом добивались завершения строительства моста через реку Вилюйчанка. А об этом я неоднократно писал в районные, республиканские периодические издания, начиная с 90-х годов прошлого века. Много раз обращался к районным, республиканским властям. Вплоть до прямых телефонных обращений в правительство Якутии. Ждали два десятилетия… Вилючанский мост начали строить в 2002 году, закончили лишь только в 2014 году. Так, сколько же времени придется ждать окончания строительств мостов через Марху, Оччугуй Ботуобию и Тюкян? В 2016 году, предприниматели Нюрбинского улуса обращались к республиканским властям с заявлением от имени трех районов – Мирнинского, Сунтарского, Нюрбинского, с настоятельной просьбой построить стационарный мост на реке Тюкян. Вопрос остался на «нулевой отметке». И сейчас впору с этим вопросом обратиться к Главе России - В.Путину. Иначе, проблему не решить.
Последствия транспортного «коллапса»
Июнь текущего месяца обещает быть под знаком «большой воды» на реках Тюкян, Оччугуй Ботуобуйа, через которые переправляются как в старину на лодках. Закономерный итог – парализована некогда непрерывная связь, прекратился завоз свежих молочных продуктов из ООО «Табага» (село Крестях) в город Мирный. Случился сбой: сунтарские рынки и магазины своевременно не получили запланированные авиационные грузы из сибирских городов, адекватно повысились цены на продукты и товары. Предприятия Сунтара и Нюрбы встали перед угрозой срыва регламентированного завоза необходимых стройматериалов, металлопроката, запчастей, оборудования, ГСМ из Ленского района. Нефтяники не получают кемпендяйскую соль для скважин, алмазодобытчики – цеолит. Люди, проживающие в западной части республики лишились возможности спокойно ездить в различные населенные пункты Западной Якутии. От этого равнозначно пострадали больные люди, которым надо было срочно направляться через аэропорт Мирного в клинико-медицинские центры Новосибирска и Томска.
А когда же будет мотивация?
Строительство федеральной автодороги, получившей название «Вилюй», из-за скудности финансирования стало притчей в языцех. Возмущает игнорирование наших интересов. Почему федеральный центр, поначалу вроде бы проявивший инициативу, отказался поддержать строительство дороги «жизни» вилюйских районов? Почему до сих пор нет мостов через водные преграды на протяжении федеральной автодороги «Вилюй» от города Мирного до Верхневилюйска?! Все это порождает у населения вполне понятное недовольство. Непонятна и позиция депутатов Ил Тумэн от вилюйских районов, АО «Дороги Якутии», министерства по транспорту, заведомо ослабивших внимание на эту злободневную проблему. «Денег нет» - вероятно, эта формулировка главенствует в ведомствах, непосредственно связанных с дорожным строительством. Все эти околичности подтверждают «прорехи» на глобальном проекте строительства круглогодичной федеральной автодороги «Якутск-Мирный-Верхнемарково-Усть-Кут-Братск-Тулун».
А пока продолжаются дорожные мытарства жителей алмазной провинции. Каждый год одна и та же неприглядная «картина» – дорожный «коллапс»!
Станислав Алексеев, город Мирный
Фото автора и Ю.Иванова