5 мая в Якутске состоялся несанкионированный митинг "Он нам не царь", на котором по свежим данным было задержано более 75 человек. Своим видением поделился в своем блоге журналист Аламжи Будаев, который случайно оказался на месте действий и был задержан как участник акции.
От том что было, читайте в нашем предыдущем материале: ссылка
Аламжи Будаев: Психологи утверждают, что современные дети, многие из которых начинают «дружить» с цифровыми гаджетами раньше, чем ходить и разговаривать, нередко путают неписаные правила виртуального мира и окружающей реальности. При определенном внешнем влиянии на неокрепшие умы подобные смешения могут привести к драматическим и даже трагическим событиям. К счастью, 5 мая в Якутске все обошлось «малой кровью».
Кульбертинов как предзнаменование
Началось всё с того что в субботу после полудня случилась оказия завернуть на площадь Орджоникидзе. Шёл как всегда уткнувшись в смартфон, поднял голову, а навстречу очень знакомое улыбающееся лицо, я протянул руку, пожал, и с чувством сказал – здравствуйте. Полковник Николай Кульбертинов был в гражданском, и, несмотря на улыбку и дружеское рукопожатие, выглядел немного встревоженным.
«Мало ли!» – отмахнулся я и не внял столь явному предзнаменованию последующих событий. Вторыми кого я увидел, была оживленная группа коллег-репортеров из разных изданий.
– Здравствуй Сергей, Айталина, Егор, Сарыал, Александр и др. Такой пестрый состав также намекал, что в воздухе назревает нечто.
– И ты тоже на митинг!? На Навального! Уж от кого, от тебя не ожидали.
Такого стремительного поворота в своих субботних планах я не ожидал. Иначе прихватил бы с собой не только фотоаппарат, но и паспорт и служебное удостоверение. Упускать такой случай, не рассмотреть вблизи подобные акции, как журналист, я конечно же тоже не мог.
Время икс наступило, но обещанный митинг на «оржанке» все не начинался. Площадь жила своей плановой предпраздничной майской жизнью, в одном углу - концерт, на скамейках - старики и молодые пары, у фонтана - молодёжь, посередине - беззаботно катались дети на самокатах и электрических машинках.
Не будет ничего, сказал один из нас, на площади даже и полиции нет…
- Во дворах полицейские машины стоят, поделился инсайдом другой, проходил мимо, видел.
Встреча у фонтана
Вдруг у фонтана обозначилась какая-то «движуха».
-- Началось, началось! - мимо нас проскочили неформального вида девушки с разноцветными волосами.
Когда журналисты подошли к эпицентру событий, там уже выступал представитель ячейки Алексея Навального, Анатолий Ноговицын – эдакий субтильный юноша, типичный студент, в очках с модной оправой. Он пытался воспламенить сердца слушателей фразами «якутяне не рабы» и «Путин нам не царь». Время от времени Анатолий взымал к небу кулак, но жидкие аплодисменты и реакция собравшихся немногочисленных сторонников акции свидетельствовала, что тема не раскрыта.
К слову, сторонников этих на площади, вначале собралось человек 50-60 – да и то если считать вместе с журналистами и сотрудниками силовых структур в гражданском.
После Ноговицына слово взял некий общественник более зрелого возраста. Суть сказанного им сводилась к тому, что надо «больше общаться в интернете» и «убеждать всех своих родных не бояться».
По закону жанра
Прервать либертарианскую «проповедь попытались двое мужчин серьезного вида – один из них сотрудник МВД, другой – представитель администрации города Руслан Тимофеев. Оба напомнили «противникам царизма» и сторонникам свободы в интернете, что их мероприятие не санкционировано и предложили молодежи расходиться по домам.
Неожиданно где-то сбоку гаркнул чей-то поставленный голос с бессмертной фразой Дартаньяна из «Трех мушкетеров» - «Один за всех!». С другого фланга ему ответили – «И все за одного!». Потом еще раз, более уверенно и многоголосо.
И если бы в этом месте гвардейцы кардинала, ой, пардон, сотрудники полиции, задержали бы трех-четырех наиболее ретивых участников незаконной акции, то не пришлось бы еще через полчаса задерживать всех поголовно на другом конце города.
Но правоохранители не среагировали, а предводители мероприятия, почувствовав инициативу, трансформировали свой классический «стоячий митинг» в «прогулку» и выдвинулись по главному проспекту Якутска в сторону площади Ленина, вбирая по дороге праздно шатающуюся субботнюю молодежь и школьников.
Когда кончаются слова
Впрочем, судя по окончательным цифрам задержанных – 75 человек – вобрали навальнята в свою колонну не слишком много. Более того, нередко попадавшиеся на встречу прохожие кричали им в ответ «Мы – за Путина!»
У памятника Ленину развернулся второй акт действа. Здесь шёл предпраздничный патриотический концерт, солист в майорских погонах вдохновенно пел выстроенным повзводно курсантам речного училища и других зрителям лирическую песню «Берёза».
Вместе с тем у руководителя акции протеста, закончились то ли лозунги, то ли весь пар вышел еще на площади Орджоникидзе. Было такое ощущение, что он и не рассчитывал, что дойдёт сюда.
Впрочем, безмолвствующего молодого протестанта заменили старшие товарищи, местные общественники и оппозиционеры, изначально не имевшие отношения к акции.
Все флаги в гости к нам
Вдруг над массовкой, собравшейся на площади Ленина (преимущественно радикально либеральной по убеждениям) взметнулся коммунистический красный флаг. Знамя держал небезызвестный деятель Артур Дрон. Как оказалось, он пришел на площадь Ленина на голоса, прямо с митинга коммунистов, посвященном 200-летнему юбилею другого вождя – Карла Маркса, и не мог не поделиться радостью с горожанами.
Зато полиция снова удержалась от соблазна задержать зачинщиков и прекратить несанкционированный митинг. Политическое «гуляние» взяло курс на следующую столичную площадь – Дружбы народов.
Не та аудитория
Площадь дружбы была скучна и немноголюдна, только на крыльце Театра пела одинокая девушка, которую слушали двое ребятишек лет пяти, стоявшие прямо напротив лестницы, в партере, да по периметру на скамейках восседали пенсионеры.
Аудитория была, как говорится, не та, и делать тут определенно было нечего. Заметно поредевшая толпа на большой и пустынной площади выглядела совершенно безобидно.
Настоящих буйных нет
-- На площадь Ленина! Пронеслось над толпою, и шествие повернуло вспять, но уже по правой стороне проспекта. Создавалось впечатление что эти ребята добивались одной цели – чтобы полиция наконец приняла их в свои объятия.
С одним из коллег мы даже поспорили дойдёт ли процессия до площади Ленина или её перехватят на подходе. Перехватили.
Наверное, это была одна из домашних заготовок правоохранительных органов, потому как шествие было пресечено максимально эффективно. Полиция сработала по принципу «возьмем оптом, а после разберёмся» в узком строительном переходе запечатала весь пешеходный поток.
Несмотря на грозное росгвардейское отцепление из бойцов ОМОН работала городская полиция. Задерживали и препровождали в два автобуса на удивление мягко, даже вежливо. Впрочем, и контингент был явно не тот который обычно оказывает активное сопротивление. Настоящих «буйных» не было – в основном, юные, интеллигентного вида девушки-старшеклассницы и не еще не знавшие бритья юноши.
Сакральной жертвы не получилось
Среди этого задержанного молодежного «неформала» оказалась и одна женщина почтенного возраста, не будет преувеличением сказать, бабушка 70-летнего возраста. По ее словам, протестантку буквально на руках внесли в автобус четверо сотрудников полиции. Организаторы митинга явно готовили старушку на роль сакральной жертвы, но публичности не получилось.
У полиции вероятно была установка задерживать всех активных участников, и фотографии потенциальных нарушителей уже имелись в телефонах у патрульных. Например, парней, заводивших толпу на пл. Орджоникидзе, поймали где-то в районе цирка. Всех задержанных доставили в горотдел полиции и разместили в актовом зале. Сюда же потом по тревоге приехали участковые и сотрудники ПДН для взятия объяснений с участников несанкционированного массового мероприятия.
В сухом остатке
Сегодня за многое, что позволяет себе молодежь в интернете – будь то «дежурное» оскорбление представителей власти, агрессивный троллинг, бездоказательные обвинения, разжигание социальной ненависти – в реальной жизни можно понести серьезное наказание.
5 мая на проспекте Ленина на столичных площадях столкнулись – с одной стороны молодые люди, поддержавшие безответственные интернет-призывы Алексея Навального выйти на улицы – с другой сотрудники правоохранительных органов. Вполне могла пролиться кровь (как это произошло в субботу в ряде крупных российских городов). За то, что этого не случилось, спасибо и удаче, и достаточно профессиональным действиям полиции.
Прививка молодого поколения от вируса «митингита» - это не только дело правоохранительных органов. Это, в первую очередь, забота образовательных учреждений, семьи, профильных государственных и общественных институтов. Вина, в том, что несколько десятков парней и девчонок вышли на протестную «прогулку» в первую очередь, лежит на них.