То, что сейчас происходит с семьей Семеновых в Якутске может послужить примером для многих благотворителей и для семей, нуждающихся в помощи. Поэтому мы решили озвучить продолжение этой истории.

Тронутые публикацией о матери, у которой отняли детей из-за бедности, многие стали им помогать. Но столкнулись с тем, что их ожидания не совпали с реальностью. Семеновы — это не пасторальное семейство с бедно одетыми, но хорошо воспитанными детьми. Это семья с реальными неразрешимыми проблемами, которые копились годами, с тяжелым прошлым и невеселым настоящим. Как ни странно, именно такие и нуждаются в помощи и поддержке.

SakhaDay первым сообщил о Семеновых, из которой были незаконно изъяты дети. Семья действительно влачила нищенское существование, собственно, поэтому детей и отняли. Мама предпринимала множество попыток вернуть детей, но тщетно. После выхода статьи в SakhaDay детей вернули в день публикации.

Отметим, что в статье не было просьб о помощи семье, и семья в общем-то ни о чем не просила, хотя, конечно, нуждалась. Благодаря резонансу, откликнулись неравнодушные люди.

Надо сказать, что семья действительно находится на грани нищеты. Мама Светлана только устроилась на работу. Надо отдать должное, груз проблем не сломил Светлану, возможно, благодаря некоторым особенностям ее характера. Как мы ранее отмечали, она безропотно принимает все испытания, которые ей уготовила жизнь, не особенно стремясь ее изменить.

Недолгая сказка

После публикации на семью внезапно обрушился благотворительный дождь. Это была именно ажиотажная помощь. Множество людей приносили одежду, торты, телефоны, подарки, конфеты. Дети воспринимали все происходящее, как сказку: горы сладостей, общее благоденствие, деньги у мамы, новый телефон у девочки. Но, как и всякая сказка, все быстро заканчивается.

Первой откликнулась Ирина (имя изменено, и все совпадения случайны) с подругами. Они сделали действительно много. Благодаря связям, привлекли спонсоров, которые подарили мебель. На счет Ирины приходили деньги, на которые она покупала все, по их мнению, необходимое.

При этом отметим, что Ирина была не единственной. В семью приходили другие люди, оказывалась огромная помощь всем городом. Но именно активная Ирина сразу же взяла бразды правления в свои руки. С огромным желанием она взялась помогать семье. Но появились разногласия.

«Мы конечно очень признательны, — сообщила подруга семьи Катерина. – Но Ирина пришла и сразу стала вести себя как хозяйка. Когда пришла, с брезгливостью осмотрела помещение, не разуваясь ходила по квартире, где дети каждый день ходят босиком. Она даже ни к одному ребёнку не подошла, не обняла и не поговорила. При этом после визита написала пост о том, что «влюбилась в деток».

Сразу начала командовать: «Вот здесь надо перегородку, здесь сделаем стенку». Но ведь есть хозяйка, у которой свои планы. А нужен ли вообще дорогой ремонт? Когда сказали, что пока не надо ремонта, все-таки дети растут, сломают, не поняла и очень обиделась.

И потом на поступившие деньги для семьи Ирина покупает зачем-то пять дорогих комплектов постельного белья. Когда мы объяснили, что нам и так принесли это белье, или мы могли бы на рынке купить намного дешевле, она обиделась. Ну не понимает человек, как живут бедные семьи. Недавно в 8 часов вечера приехала, разбудила ребенка и вручила конструктор, который тоже купила на взносы. Разбудила, стала фотографироваться с этим конструктором. При этом, в семью приносят игрушки, у детей их уже много. Мне это не очень понятно».

Роль феи оказалась недолгой

Ирина с подругами, по ее признанию, три дня занималась только этой семьей. Вначале они были тронуты детьми:

«Все детки очень скромные, и улыбчивые, два мальчика приезжали с реабилитационным центром на новогоднюю ёлку в контактный зоопарк. Мы, как только вошли, сразу же узнали Димку. Болтунишку и улыбашку. Старшая девочка 14 лет, Женя, очень трепетно общалась со своими младшими сестрой и братьями», — отписывались они в соцсети.

Но потом пыл иссяк. Как это часто бывает, ажиотажная помощь ни к чему хорошему не привела. У Ирины появились претензии. Хотя, повторим, исходные данные оставались теми же: семья была бедной, дети были отняты у мамы незаконно. Поводом для обид стало, по ее мнению, довольно прохладное отношение семьи к помощи.

«Я приходила к ним по три раза в день(!), — эмоционально рассказывает она журналисту. – И они даже не убирают в комнате. Делала им замечания, а они только смеются». На вопрос, зачем так часто приходить в чужую семью, Ирина отреагировала очень нервно.

В итоге, семья Светланы пристрастно допрашивалась Ириной, чем они занимались, на что потратили деньги, шкафчики подвергались тщательному досмотру. В общем, у семьи появился куратор. Наверное, можно было с этим смириться, учитывая, какую помощь оказывала Ирина, но тут сдулись сами «благотворители».

«Мы не плохие, мы не просили денег»

Они стали общаться с «добрыми» соседями, и, как это бывает, узнали много нового. Так уж получилось, что «благотворители» кардинально изменили свое мнение.

Поток претензий, озвученных журналисту, не иссякал два часа: от «неблагодарных, которые даже «спасибо» не скажут» до грязных сплетен и слухов. Суммы помощи озвучивались через каждые десять минут.

«Им нужны только деньги! — обличала своих подопечных Ирина. – Пришедшему мужчине сказала, чтобы он им деньги не давал.  Так им это не понравилось! Девочка вообще не умеет благодарить. Она заявила, чтобы деньги не перечислялись на чужие счета, а чтобы им вручались».

Есть среди обвинений и справедливые. 14-летняя девочка и вправду не ходит в школу. Дети находятся в стрессе после пребывания в реабилитационном центре. Возникли проблемы и у матери с работой. Вообще семья несколько ошалела от нахлынувшего внимания и нескончаемого потока вещей. Однако несмотря на обоснованность, обличающий тон «волонтера» отталкивает и совершенно не идет на пользу семье. Напомним, что никто Ирину не заставлял заниматься этой семьей, и не просил об этом. Человек сам проявил инициативу, глубоко проникся, и также легко походя обидел.

Так, в группе, созданной для помощи семье, публикуются сообщения обвинительного характера:

«Светлана здесь в группе даже спасибо не говорит», «Если все делать за Светлану, то она так будет сидеть и ждать, когда придут и сделают?», «Те средства, что люди перечислили должны пойти на дело! У вас долг за свет и квартиру со дня заезда. Ждём от вас оплаты долга и фото квитанции!!!», «Делай уроки и уберись уже наконец в квартире, четвёртый день приезжаем, и одна и та же картина! Сидят твои друзья и подружки, и ты с ними хихикаешь. Горшок в квартире стоит грязный с 30.01! На сегодня горшок в том же состоянии».

Девочке Жене задавались следующие вопросы: «Почему ты должна сидеть с детьми? Для тебя что ли рожали?», на что девочка отвечала легко и просто: «Они такие же мои, как и мамины».

Так группа, созданная для помощи семье, превратилась в группу с иной тематикой, в которой подружки Ирины продолжают изобличать и воспитывать людей. Сама девушка предпочитает оставаться в тени.

Вообще, Семеновы за эти дни наслушались столько душеспасительных поучающих и морализаторских бесед, что, наверное, их хватит на всю жизнь.

Без предупреждений приходят группы людей, которые фотографируют детей, раздаются угрозы забрать детей обратно.

Складывается впечатление, что бедность автоматически лишает семью всех прав. Многие считали своим долгом наставить девочку и маму на путь истинный, задавали вопросы глубоко личного характера, на которые наивная Светлана отвечала искренне, как на духу. Потом ее ответы интерпретировались против нее же самой, все подробности обрастали грязью и муссировались в группах. Девочке даже ставили в упрек смайлы, которые она отправляла в группу.

Совершено права 14-летняя Женя, которая вместо благодарных поклонов ответила на многочисленные попреки следующим образом: «Вы так говорите, как будто мы плохая семья, но мы не плохие, мы не просили деньги. Да, мы нуждались в помощи, и огромное спасибо за нее!». И это совершенная правда, никто из семьи не просил ни о какой помощи, кроме как вернуть детей.

«Не нужно больше никому ходить и помогать, раз потом просят каких-то отчётов и благодарности, — считает подруга семьи. — Мы сами можем все сделать, да есть трудности, но терпеть унижения и оскорбления мы не намерены».

***

«Благотворители просто не встретили ответной благодарности, — считает психолог. – Ирина наверняка отзывчивый и добрый человек, но ей надо понять, что добро она делает не для других, а прежде всего для себя, для удовлетворения своего эго. Без этого понимания ей будет трудно. Ее постоянное подчеркивание в разговоре размера материальной помощи говорит о ее обиде. И это опять-таки к слову о благодарности. Все остальное эмоции. Вообще, волонтерство требует осознанного отношения, а не ажиотажной помощи на эмоциях, которая неминуемо обернется разочарованием. Для добровольчества требуется духовный рост и саморазвитие. Если этого не будет, то человек перегорает, благородные порывы всегда иссякают.

Надо понимать, что такие семьи – все с тяжелым прошлым, в котором было многое, о чем не подозревают нормальные граждане. Те условия, в которых росли люди, совершенно не способствовали нормальному развитию. Поэтому часто случаются и разочарования».

***

Иногда помощь — это просто помощь. Это просто желание немного облегчить жизнь человека, нуждающегося в ней. Без влезания в душу, ожидания благодарности и наставлений.

Считаем, что горожане дали Светлане шанс, которым она может воспользоваться, а может и не воспользоваться. Сейчас все зависит только от нее.

Мы передаем благодарность всем, кто искренне, от души помогал и помогает в эти дни семье Светланы Семеновой, без пиара и фотографий.

SakhaDay.ru

Поделиться: