История Колыманы, дикого белого медвежонка потерявшего мать и чудесно найденного «Медвежьим патрулем» тронула весь мир. О чудесном спасении писали все СМИ, не только российские, но и такие глобальные организации как WWF. Спешим напомнить, белый медведь находится в Красной книге, так что переполох был уместен. Думается, человека, который бы не знал про эту белоснежную красавицу, которой уже в этом году исполняется пять лет, просто нет. История Колыманы не закончилась ее благополучным приездом в государственный зоопарк «Орто-Дойду»: тут отыскался спутник жизни и будущий отец. И про это знаменательное событие с журналом ZOOTERRIA пообщались Наталья Сафонова, Оксана Кузьмина и Прасковья Ефимова. Это три человека, которые с самого приезда Колыманы имели непосредственное влияние в жизни медведицы и в какой-то степени воспитали ее. Они рассказали нам факты и события с совершенно новой стороны.
Рассказали:
- Наталья Сафонова– заведующая научно-просветительным отделом
- Оксана Кузьмина– заведующая сектором мелких и крупных млекопитающих
- Прасковья Ефимова– ветеринарный врач
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КОЛЫМАНА.
Чудесное спасение. 12 апреля 2012. Что на самом деле случилось с матерью Колыманы навсегда останется тайной. Известно, только что медвежонка уже нашли идущим по арктической пустыне, одного и уже потихоньку терявшего силы. Бригада «Медвежьего патруля», в чьи обязанности входит наблюдать за белыми медведями и защищать их родовые берлоги, наткнулась на отпечатки лап медвежонка-сеголетки (сеголетка – молодняк рыбы или зверя, родившийся в текущем году – прим.ред.). Вызывало тревогу у спасателей, что медвежонок был совершенно один, – медведица никогда бы сама не оставила своего детеныша. Так что бригадой было принято решение, что за медвежонком будут следить, а мать постараются разыскать. Поиски, к несчастью, ни к чему не привели: не нашлось даже следов матери-медведицы. Остался единственный вариант: медвежонок был слишком мал, чтобы выжить самостоятельно – и ему срочно нужна была посторонняя помощь, потому что он уже потерял много сил, пока не наткнулся на людей.
Белого медведя – вид, не просто так занесенный в Красную книгу, нельзя просто взять и забрать к людям. Спасение медвежонка или иными словами приручение животного – это целый свод правил, только после выполнения которых можно забрать малыша к людям. Неважно, находится ли животное на грани жизни или смерти, когда минуты могут быть решающими – должны оцениваться в первую очередь ситуация и шансы животного. Решается: сможет ли выжить животное в дикой природе без человеческой помощи или нужно ли взять на себя столь редкое животное на реабилитацию и обречь на всю жизнь с людьми?.. Сразу был оповещен Росприродназор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – прим.ред.) для получения официального разрешения. Дело – в руки, и благодаря спутниковому телефону патруль очень оперативно дозвонился до Москвы и получил разрешение в виде телеграммы на имя Якова Семеновича Сивцева, руководителя Дирекции биоресурсов.
После получения разрешения уже 21 апреля 2012 года Колымана (назвали в честь реки Колымы: ее нашли в районе Колымского залива) уже прилетела в Якутск, где для подготовки ее вольера сбились с ног сотрудники зоопарка «Орто Дойду». Для пущей «убедительности» работники даже натаскали льда в небольшой бассейн. Встречали Колыману в зоопарке как космонавта: стояла толпа журналистов, падал снег, было темно. Колымана, уже привыкшая за полтора недели к людям, ничего не боялась и сразу без задержек зашла в вольер.
Необычный характер и темперамент Колыманы обсуждали уже со времен ее спасения. Колымана вела себя как настоящий дикий зверь: не любила, когда ее брали на руки, рычала и царапалась, когда ей что-то не нравилось. Трогательно близкие отношения у нее установились только с Русланом Слепцовым, который заменил ей мать: именно он научил ее есть – впервые в жизни увидев ложку с кашей Колымана пару раз даже укусила. Единственным человеком, который мог спокойно брать Колыману на руки, – был Руслан Слепцов. Недаром, когда Колымана покидала своих спасителей, ей в клетку подложили ондатровую шапку Слепцова – чтоб чувствовала его запах и чтоб чувсоввала себя в безопасности. Потом еще долго она, в зоопарке утыкалась обычно носом в шапку и засыпала в пока непривычном вольере.
Колымана с Русланом Слепцовым
«Не будь она такая «с характером», она вряд ли бы выжила, – рассказывают нам сотрудницы, – тем более, у таких медведиц лучше развивается материнский инстинкт, они становятся очень хорошими матерями». Чтобы выжить в таком суровом месте недостаточно плотного меха и жирной еды, арктическая пустыня – это также проверка на прочность. Это характер, это жажда к жизни, позиционирование себя в жизни в общем. Колымана проявила себя как настоящий борец. Малышка, в которой было только 12 килограммов веса, которой в спину несколько дней дышала росомаха, шла только вперед в попытке найти пропитание или свою смерть в виде других медведей, которые не брезгуют каннибализмом.И наткнулась на неожиданное спасение в виде«Медвежьего патруля».
Медвежий патруль — группы людей (патруль), занимающиеся патрулированием территорий на Крайнем Севере (побережье Северного Ледовитого океана в Якутии и на Чукотке) в период миграции белых медведей (сентябрь — январь).
В число задач Медвежьего патруля входят мониторинг популяций белых медведей, охрана лежбища моржей, экологическое просвещение населения, предупреждение населения о подходе медведей к населённым пунктам.
Созданы по инициативе Всемирного фонда дикой природы (ВФДП, WWF) и Совета по морским млекопитающим (СММ).
Новая жизнь. В течение месяца медвежонок сидел в карантинном вольере, – людям показывать ее не разрешалось. Круглосуточно следили за ее состоянием ветеринары – вели даже специальный журнал. Особую сложность вызвало именно кормление медвежонка. Занимались ее диетой и кормлением три человека: ветеринарные врачи Семен Иванович Санников, Прасковья Афанасьевна Ефимова и заведующий сектором хищных млекопитающих Руслан Михайлович Игнатьев.
За те полтора недели ожидания перед полетом в Якутию в Нижнеколымском районе, у Колыманы расстроился желудок. Когда медвежонок, изначально кормившийся материнским молоком, попал к своим спасителям, его кормили тем, что было в наличии: рисовой кашей на сгущенке. Такая пища для желудочно-кишечного тракта малышки была совсем незнакомой. Перед ветеринарами зоопарка встала сложная задача: суметь без осложнений перевести полностью на белковую диету, где молоко нужно полностью исключить, – так как на любую форму лактозы желудок немедленно реагировал.
Опыта в выкармливании и перехода медвежат на белковую диету, конечно, не было. Так что сотрудники ударились в литературу. Даже нашли и перевели рекомендацию по выкармливанию белых медвежат, которую разработала ВАЗА – всемирная ассоциация зоопарков и аквариумов (WAZA или World Association of Zoos and Aquariums – прим.ред.). Но там было написано как использовать уже готовые адаптированные молочные смеси. Про состав и рецепт смеси – ничего сказано не было. Звонили в различные зоопарки, у которых уже был опыт выкармливания диких медвежат, но с настолько маленькими найденышами как Колымана им сталкиваться не приходилось. Поняв, что выстраивать тактику придется самим, ветеринары, посовещавшись, пришли к решению, что их кормление будет заключаться в снижении углеводной части и увеличении белковой.
Плавный переход на белковую диету занял месяц. За основу было взято детское питание, в которое добавляли фарш из говядины и очищенной рыбы. В сутки сотрудники добавляли всего по 20 (!) грамм белка, а кормить медвежонка нужно было каждые три часа: будь то поздняя ночь или раннее утро. Вскоре постепенно-постепенно Колымана смогла перейти полностью на белковую пищу.
Пунктуация и стиль сохранены.
2000 Вареная ряпушка с ухой 463 гр. Лежит на матрасе. После приема пищи 2040 жидкий понос.
2123 лежит в матрасе.
0000 кормление: рис с мясом
27.04.
0130 Больше половины еды съела, лежит.
0300 лежит.
0500 миску с остатком пищи убрал.
0600 кормление.
Играет матрасом корм съела охотно. Агрессивно рычит, прыгает на человека.
1200 рыба отварная мойва. 440. Съела всё.
1600молоко козье 300
1940 рыба мойва705 съела все молоко 300
Играет, рычит кидается. Кусает швабру. Поменяла матрас.
28.04.
0110 Страшный снег, ветер. Холодно, медвежонок лежал на матрасе, вольер весь в снегу. Открыла двери, прошла в игральную часть. Закрыв дверь почистила от снега. Кал не видно темно.
Поставила еду, подошла и съела все с аппетитом. Облизала миску. Закрыла 1.45. Спокойная ночь.
720 рыба мойва отварная 564 го
Съела все с аппетитом. Почистила снег в вольере.
1000 поменяла матрас.
1200 почистила вольер. Дали игрушки 6литровый пластмассовая емкость с камнями. Играет очень хорошо.
1300 покормили. Съела все.
В декабре 2012 года она уже весила сто килограмм. Она приехала в зоопарк 12-тикилограммовой и за восемь месяцев сумела набрать вес до 100!. Забавным было мастерство Колыманы поедания рыбы: от нее оставались только голова, хребет и хвостик. «Единственный момент, когда видела что-то столь «мультяшное», – смеется Наталья Сафонова.
К жизни в вольере Колымана привыкла быстро. Сообразительная, она всегда придумывала всякие игры: трубки, которые ей отрезала в качестве игрушек Оксана Кузьмина, Колымана использовала как подзорную трубу. Если она была активная, то Ломоносов – больше был пассивен. Заводилой всегда была именно Колымана. Они были прямо противоположности друг другу: как небо и земля.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛОМОНОСОВ.
Небо и земля. Когда к Колымане приехал жених из Ленинградского зоопарка, Ломоносов, они сильно отличались по характерам. Колымана – умница, красавица, привыкшая к восторженным аплодисментам и человеческому вниманию, в то время как Ломоносов, сын потомственных медведей, родившихся в зоопарке, предпочитал больше лежать, нежели бегать, смотреть, нежели играть. Часто Колымана сама заставляла с собой играть – подойдет и сильно хлопнет лапой и – бежать. Он и тогда гонялся за ней только чуть-чуть, а потом снова садился отдыхать. Но подружились они сразу.
Любитель вареной свеклы. Ломоносова в Якутск привез Владимир Иванов, зоолог из Ленинградского зоопарка. «Лягушонок», так ласково звал его Иванов. Поместили медвежонка в вольер рядом с Колыманой – чтобы сначала познакомились, привыкли друг к другу. И каким-то образом Ломоносов понял, что его привезли в Якутск, чтобы оставить. Лучшим лакомством для Ломоносова была и остается вареная свекла, которой зоолог привез целую сумку. «Наверно, думал, что в Якутии свеклы нет», – смеются сотрудницы. И Ломоносов его игнорировал, свекла его никак не прельщала. Ситуация вдруг кардинально изменилась: Ломоносов перестал грустить, когда на второй день почуял Колыману в соседнем вольере. На третий день, когда Владимир уже уезжал, Ломоносов на прощание лизнул его – мол, простил. Уезжал зоолог уже с легким сердцем.
Приехал Ломоносов 21 декабря 2012 года. Медведь медведем, но Ломоносов приезжал из относительно теплого климата прямо в студеный якутский декабрь – так что поводов беспокойства у зоопарка было хоть отбавляй. Если у Колыманы лапы были густо обросшими шерстью, то у ее будущего партнера шерсти на лапах не было вообще! Самым опасным тогда работникам казался перепад температур, ведь в Якутске было – 50°C, а в Санкт-Петербурге – 12°C. В аэропорту всех подняли на уши, всячески торопили, чтобы Ломоносов (не дай Бог!) долго не стоял на холоду при выходе из грузового самолета. А приехал он в ящике, сваренным из арматуры и обшитым фанерой. Уже прибыв в зоопарк, и запуске в вольер (где постоянно сохраняли температуру -12°C) заметили, что из ящика вышел какой-то не совсем белый медведь... Позже выяснилось, что краска в ящике не высохла полностью, так он весь перемазался.
Первый год он только адаптировался к климату, поэтому до марта его не выводили в наружный выгул, тогда как привыкшая Колымана безмятежно гуляла на улице всю зиму. На вторую зиму он стал более или менее адаптирован. «А в начале 2015 года они уже спарились. Мы еще тогда все подготовили для будущего медвежонка, но в тот год этого не случилось. Тогда это была, если можно так выразиться, репетиция», – говорит Наталья Сафонова.
С 2016 года Ломоносов заматерел, и Колымана, раньше доминировавшая, перестала быть главной.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ЗООПАРК.
Жизнь вдвоем. Ломоносов обалдел, когда в первый раз встретился с Колыманой. Вместе они стали очень слаженной командой. Особенно Колымана не любит быть запертой: при кормежке работники закрывают обоих медведей во внутренних вольерах, и, пока они поглощают еду, чистят бассейн, ремонтируют то, что вдруг сломалось. Упрямая Колымана нашла способ перехитрить работников: она научилась придерживать задней лапой дверь, не давая ей закрыться. Или придерживает за нее Ломоносов. Затем они быстро меняются местами – и самец идет кушать. Чтобы заманить ее, нередко Прасковья Ефимова, зная ее любимые лакомства, предлагала мороженое или якутские оладьи. «Колымана может обидеться, – рассказывает Оксана Кузьмина, – когда ее закроешь, и тогда может потом не подойти к тебе, делая вид, что не слышит тебя. Но, к счастью, она отходчивая».
Колымана проявляет интерес к музыке – звуки хомуса заинтересовали ее как истинную коренную якутку. А вот Ломоносову наоборот: не очень нравится. Если звучит музыка, то подходит и слушает одна Колымана.
Один раз работники стали свидетелями ссоры между влюбленными. Медведи, постоянно развлекающиеся вместе, подрались и потом целый день лежали по разные углы и старались друг с другом не встречаться. Если один шел в бассейн, другой воздерживался. Дошло до того, что Ломоносов отказывался есть, пока в вольере кушала Колымана. К вечеру того же дня им, похоже, надоело, и медведи все-таки помирились.
«Если раньше Колымана могла запросто подойти к работникам и пообщаться, то сейчас пара больше начала уделять внимание друг другу. У Колыманы теперь семья, и она все свое внимание переключила на своего самца. А 30 ноября уже залегла в своем новом вольере, который у нас соорудили специально для беременной Колыманы и ее будущего детеныша. Биология вида такова, что самцы не участвуют ни в рождении, ни в воспитании потомства. Напротив, самец может навредить, поэтому у Ломоносова полностью закрытый вольер, – Колыману и детеныша он видеть не будет», – рассказывает Наталья Сафонова.
Хаарчаана отправилась в Северную столицу. Передача медвежонка Ленинградскому зоопарку пройдет в рамках «Дней Якутии в Санкт-Петербурге» 6 декабря. Хаарчаана благополучно переносит переезд в северную столицу. Об этом НВК «Саха» директор зоопарка «Орто Дойду» Лука Сафонов.
«Сегодня днем мы уже отправили медвежонка прямым рейсом в Санкт-Петербург. Ее сопровождают два сотрудника зоопарка, которые пробудят с ней до 8 декабря. Переезд она переносит спокойно», – сказал он.
В начале этой недели медвежонка переселили от матери и начали ее готовить к транспортировке.
«Чтобы она легче перенесла переезд, мы загодя начали знакомить ее с транспортировочным ящиком. Мы ложили разные сладости в этой ящик: мороженое, шоколадки. Таким образом, она без стресса привыкла к ящику», – сказал Сафонов.
Мама Колымана больше переживала расставание с дочерью. «Она несколько дней стучалась к ней в клетку, выла, потеряла аппетит. Сегодня у них была возможность короткого прощания друг с другом. Мы соединим Колыману с Ломоносовым в феврале – марте 2018 года – в период их гона», – сказал директор зоопарка.
Как сообщили НВК «Саха» в Ленинградском зоопарке, Хаарчаана в течение месяца будет на карантине. Только после карантинирования она сможет стать полноценным экспонатом зоопарка.
«Мы сейчас ждем рейс. Он прибудет в Санкт-Петербург в 15.20 (мск). Мы сразу же ее отвезем в зоопарк. Официальная церемония передачи будет осуществлена 6 декабря в рамках Дней Якутии в Москве», – сказала директор Ленинградского зоопарка Ирина Скиба.
Сотрудники якутского зоопарка взяли с собой любимую игрушку Хаарчааны, на которой сохранились запахи родного дома и матери. «Это игрушка для бассейна, наша Хаарчаана очень любит купаться в бассейне, поэтому ей она будет она нужна там», – сказал Сафонов.
По правилам перевозки животных их нельзя кормить перед длинным перелетом. «Мы кормили ее вчера, в ее день рождения, но сегодня также в аэропорту не выдержали и дали ей шоколадку и она успокоилась», – сказал он.
Воспоминания о Хаарчаане
Белая медведица Хаарчаана, которой исполняется год, проводит свое время, играя с мамой Колыманой, открывая для себя все новое. Для нее смена времен года тоже является открытием. Белые медведи очень любопытны, они обследуют любой новый предмет, и реагируют на смену обстановки. Хаарчаана родилась в берлоге зимой, когда температура воздуха была -40, -50 С. Затем, ближе к весне, вышла из берлоги, которую встретила в своем просторном открытом вольере. Тогда она открыла для себя таяние снега, яркие солнечные лучи света. Хаарчаана с любопытством играла с мокрым снегом и образовавшимися от таяния снега лужами и долгими часами грелась в лучах солнца. Летом она училась плавать и нырять в бассейне, спасаясь от летней жары, открыла для себя белые ночи, когда днем и ночью светло. Осенью она впервые увидела листопад, дожди, идущие по несколько дней, и почувствовала холодеющий воздух. А с наступлением зимы радовалась первому снегопаду, играя и гоняясь за падающими на землю снежинками. Вот так она потихоньку познала смену времен года рядом со своей заботливой мамой.
О медведе Ломоносове
Белый медведь является самым крупным наземным хищником на планете, тем более самец этого вида. В якутском зоопарке живет самец белого медведя по кличке Ломоносов, который был передан по договору передержки из Ленинградского зоопарка, для создания пары.
Ломоносов старше своей пары Колыманы примерно на месяц, он родился в неволе 26 ноября 2011 году, ему сейчас 6 лет. А ее дочка Хаарчаана родилась 30 ноября 2016 года. Как мы видим, белые медведи рождаются, именно в самые холодные месяцы зимы.
Ломоносов отличается по характеру и темпераменту от своей спутницы. Он как самец ведет себя спокойно и сдержанно. Но, не смотря на его спокойствие, мы наблюдаем, что он быстр и ловок. Хотя он родился в неволе, у него очень хорошо развиты все инстинкты хищника: зрение, обоняние и слух.
С момента залегания в искусственно сооруженную берлогу беременной Колыманы, а после и появления на свет медвежонка, он живет в отдельном вольере, построенном компании ПАО «НК «Роснефть». Многие посетители спрашивают и интересуются, о том, что, не вредно ли Ломоносову жить отдельно одному от самки и детеныша. Надо понимать, что взрослые самцы могут быть опасны для медвежат. Например, в природе, для родов самки отделяются от самцов и собираются в определённых местах, так называемых родильных домах, где выкапывают в снегу берлоги. На зиму залегают в спячку на 50-80 дней. А также в природе, белые медведи обычно живут поодиночке и только во время спаривания создают пару. Таким образом, Ломоносову не во вред отдельное проживание.
Белые медведи Якутского зоопарка «Орто-Дойду» находятся под опекой ПАО «НК «Роснефть.
В материале были использованы работы НВК "Саха", зоопарка Орто Дойду и ZOOTERRIAZOOTERRIA (онлайн журнал о животных Якутии)