В наши, когда сфера услуг такси развивается все больше, мы начинаем задумываться о качестве сервиса. Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише пассажирских перевозок, усилив в этой сфере конкуренцию.
Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле. Однако сервисы, которые просто передают заказы водителям, никак не контролируют водителей. В лучшем случае все споры решаются уже постфактум.
Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» — в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги.
Опрос ВЦИОМ показал, что жители крупных городов стали вдвое чаще ездить на такси. Это говорит, что они довольны ценой и качеством услуги (быстрота подачи, вежливость водителей, возможность оплаты картой). По данным аналитиков, за три года приложения для заказа такси сократили долю «бомбил» на рынке с 80% до 30%.
Недавно в Якутске произошел инцидент, когда небольшой спор чуть было не превратился в драму. Журналист Сусанна Рожина рассказала в своем блоге:
- Не думала, что накануне Дня сотрудников МВД, придется обращаться к их помощи. Но пришлось, так как на меня напал водитель InDriver. Начнем по порядку. Заказала, значит, с работы InDriver приехал водитель на Toyota Carib. Едем и я говорю, мне с 202 надо забрать ребенка и можем поехать на 203, он говорит: "Вы в заказе это не указали, я вас не повезу". Я прошу его, говорю, меня дети дома одни ждут и мне срочно надо к ним.
Он говорит: "я вас никуда не повезу, выходите и заказывайте другую машину". Я говорю "я вам заплачу сколько надо, только отвезите меня до дома". Но он стал в позу и отказался. И тут я говорю, "тогда я вам не заплачу ". Тут он во дворе нужного дома на 202 начинает разворачиваться, и я понимаю, что он решил меня увезти неизвестно куда. И я выскакиваю на ходу с машины, падаю и он чуть не проехал по моим ногам. Поднимаюсь и иду в сторону подъезда, он останавливает свою машину, выбегает из нее и хватает меня за рукав. Я ему говорю: "я журналист и сейчас буду снимать тебя на камеру". Тут он меня отпускает и идет в сторону своей машины. А я бегу к подъезду, где меня уже ждет дочь и вместе с ней, реально бежим до дома. А в голове мысль, что сейчас он на машине может нас задавить! Ужас, до сих пор не могу успокоиться. Аж трясёт! Почему так много неадекватных водителей InDriver?
Михаил Смирнов директор по развитию службы InDriver:
- Взяли объяснения водителя. По его словам, «пассажир села в машину на Орджоникидзе, 48. Заказ был до 202 микрорайона за 150 рублей. Во время поездки пассажир спросил сколько будет стоить если потом надо будет поехать на 203 мкрн? Водитель сказал – плюс 50 рублей. Пассажир не согласился, предложил доплату 30 рублей. Водитель сказал, что давайте я довезу до 202 мкрн, как было в заказе, потом вы дальше другую машину закажете. Началась словесная перепалка. Девушка грозила поставить низкую оценку и написать жалобу. Когда заехали во двор и водитель притормозил, пассажир внезапно выскочил из машины. Девушка не падала. Водитель вышел из машины, сказал, чтобы она оплатила за проезд. Пассажир в грубой форме отказалась и ушла. Водитель пассажира не касался». Водитель Кирилл Шумилов имеет официальное разрешение на пассажирские перевозки. У него высокие рейтинги и в целом хорошие оценки: рейтинг 98.75, за ноябрь 161 оценка, из них 152 оценка «5», 7 «4», 1 «3», 1 «1» (не этот случай). На предложение принести извинения категорически отказался, сказал, что такое издевательское отношение от пассажира терпеть не намерен, готов защищать свое имя в судебном порядке. Приносим извинения Сусанне от лица компании «Индрайвер». При этом просим пассажиров указывать условия поездки до ее начала, водитель имеет право отказаться изменять эти условия. Решение по водителю примет дисциплинарная комиссия сервиса.
ТАКСИСТЫ ПОД УГРОЗОЙ
Сотрудничать со службой заказа такси водителям проще — достаточно иметь авто, смартфон и закачанное в него интернет-приложение. От стоимости каждого заказа водитель отчисляет телефонному оператору проценты. Цены у таких перевозчиков действительно ниже, но гарантии качества и безопасности услуги никто не дает. При этом жертвами могут становится не только пассажиры, но и сами водители.
Стоит вспомнить трагический случай, когда произошло убийство водителя InDriver. Как установило следствие, вечером 22 мая этого года обвиняемые распивали спиртные напитки в квартире одного из них. В состоянии алкогольного опьянения они через InDriver вызвали такси, указав оплату проезда - 350 рублей. Однако таких денег у ребят не было. В результате один из пассажиров, который находился на заднем сидении, нанес один удар ножом в шею водителя. Водитель скончался на месте. Тело водителя вынесли из машины и угнали автомобиль. Молодые люди отогнали транспортное средство, при этом совершили кражу мобильных телефонов потерпевшего и денежных средств, которые позже потратили на покупку алкоголя и закуски.
Плюсы электронных служб
- Простота удобство использования, как для пассажира, так и для водителя
- Вы знаете через какое время подъедет такси
- Более низкие цены
Минусы электронных служб
- В большинстве случаев некуда жаловаться
- Любой человек с улицы может стать водителем
- С вас могут взять деньги «за дополнительные услуги» (багаж, детское кресло и т.д.)
Плюсы традиционного такси
- Более высокий уровень безопасности
- Обратная связь с диспетчерской
Минусы традиционного такси
- Неудобство в использовании
- Необходимо помнить номер диспетчерской
- Продолжительное время ожидания
СЕРВИСЫ ЗАХВАТЫВАЮТ РЕГИОНЫ
Как выяснилось, электронные службы такси с легкостью заходят в различные регионы. В медийном поле царят известные столичные агрегаторы — «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Но в масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских — «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Им не нужно ни во что вкладываться — ни в покупку автомобиля, ни в его ремонт, ни в получение разрешений на перевозку пассажиров. Службы заказа просто оказывают информационные услуги: принимают и размещают заявки в Сети. В итоге тем, кто хочет легально работать, соблюдает все законы, приходится терпеть убытки.
В столице республики начал работу сервис «Яндекс.Такси». Жители города могут заказать автомобиль через мобильное приложение или на сайте. Арсен Томский, создатель сервиса InDriver, рассказал о методах конкурентной работы крупных ресурсов:
- «Яндекс» - крупная компания, для выхода в города использует схему Uber: на старте устанавливаются цены ниже существующих в городе, за их выполнение сервис водителям доплачивает. Комиссия для водителей нулевая или низкая. По мере выдавливания прежних служб такси и приближения к монопольному положению, компания поднимает цены для пассажиров и устанавливает комиссию для водителей до 30%, с учетом выплат партнерам-посредникам.
В InDriver, для сравнения, фактическая ставка для водителей несколько лет составляет 3-7%, в зависимости от продолжительности смены. Также надо отметить множество случаев, когда Яндекс.Такси и Uber были уличены журналистами и блогерами в манипуляциях с ценой поездки, когда, к примеру, она зависела от дороговизны смартфона пассажира или заряда аккумулятора. В итоге, Индрайвер оказывается более выгодным и прозрачным и для пассажиров и для водителей. Это позволяет нам успешно конкурировать с Яндекс.Такси и Uber в десятках городов по всей территории России и стран СНГ.
Как раз в эти дни идет старт InDriver в материнском городе корпорации Яндекс - Москве. Заказывайте с аэропортов будет выгоднее, чем любые других службах. Я уверен, что тарифы InDriver и среднее время подачи в 4 минуты позволят якутской компании, создающей рабочие места и платящей налоги в Якутии, сохранить лидирующую позицию в родном городе и дальше.
НАЗРЕЛИ ПЕРЕМЕНЫ
Как стало понятно, рынок такси и электронных служб заказа остается пока диким и не регулируется законом. 27-28 ноября в Сочи состоится всероссийская практическая конференция "TAXI 2018", где будут обсуждены вопросы организации такси.
Всероссийская практическая конференция станет площадкой для подготовки предложений по регулированию рынка такси правительству Российской Федерации. На сессиях внимание будет уделено внедрению цифровой экономики в регулировании деятельности такси, требованиям к безопасным пассажирским перевозкам, механизмам общественного контроля над качеством услуг, а также страхованию водителей и пассажиров, другим системам компенсации вреда жизни и здоровью пользователям такси.
По итогам конференции будет разработана дорожная карта по формированию цивилизованного легального рынка такси в регионах.
Дмитрий Михайлов, газета "Ваше право"