Десять лет назад на этой неделе первый iPhone от Apple поступил в продажу и вывел эту отрасль на новый уровень.

Спустя пятнадцать месяцев объявился Google (GOOGL, Tech30). Первый телефон-Android от Google был анонсирован 23 сентября 2008 года в партнерстве с T-Mobile (TMUS).  Теперь этот смартфон, называемый G1, выглядит странно. В дополнение к сенсорному экрану у него громоздкая рамка, выдвижная клавиатура и трекбол в стиле BlackBerry.

Однако, именно с этого девайса и началось жесточайшее стратегическое соперничество века. К началу 2011 года операционная система Android стала самой популярной платформой для смартфонов в США - и генеральный директор Apple (AAPL, Tech30) Стив Джобс объявил о «термоядерной войне» против Android. Насколько мы знаем, Apple создала современный смартфон, но Android стал доминировать на рынке благодаря многочисленным партнерским отношениям с операторами и более низким ценам. В первом квартале этого года, ошеломляющие 86% из числа смартфонов, проданных во всем мире, были именно Android, по данным Gartner.

Доминирование Android, тем более поразительно, учитывая, что команда была застигнута врасплох запуском iPhone.

android vs IOS

«Google и Apple работали над разработкой смартфона в одно и то же время», - говорит Фрэд Фогельстайн, автор Dogfight: «Как Apple и Google начали войну и запустили революцию».

Google приобрел Android, а затем в 2005 году происходит небольшой стартап, чтобы получить более сильную опору на мобильные устройства. В 2006 году группа разработчиков Android от Google работала над созданием собственного программного обеспечения и телефона, который выглядел как BlackBerry.  А в январе 2007 года Джобс представил принципиально другой девайс. Глава Android, Энди Рубин, ехал в машине, когда началась презентация. Согласно Dogfight, он попросил водителя остановиться, чтобы посмотреть его в Интернете. «Вот дерьмо, - сказал Рубин. - Я думаю, мы не будем запускать этот телефон».

Команде пришлось вернуться к чертежам. «Ребята из Android на самом деле отбраковали его... и переделали первый девайс Android», - рассказал Фогельстайн CNN Tech.  У телефона Android, выпущенного в 2008 году, был большой сенсорный экран, такой же как и у iPhone, но это устройство было куда менее опасно для Apple, чем та стратегия, которая стояла за ним.

В отличие от Apple, Google сделала Android открытой платформой. Это означало, что производители могли использовать и адаптировать операционную систему Android для своих устройств. К 2010 году рынок смартфонов был заполонен мобильными телефонами Android от Motorola, Samsung и HTC с большим диапазоном цен.

Google выпустила только пару Android-девайсов. Среди них была телефонная линия Nexus и более современный телефон Pixel.

«Есть армия разработчиков, создающих различные типы продукции на базе Android», - говорит Туонг Нгуен, аналитик Gartner. «И много разных людей, которые пытаются разными способами сделать продукцию интересной и разнообразной». Для Джобса это звучало как ересь. Генеральный директор верил в тщательный контроль пользовательского опыта. Но опыт использования Android мог сильно отличаться от одного устройства к другому.

«Android очень фрагментирован, - сказал Джобс в ответ на призыв в 2010 году. - Пользователям придется разобраться во всем этом».

За кулисами, однако, Джобс, возможно, чувствовал угрозу. Microsoft ранее обогнала Apple, сделав свое программное обеспечение доступным для производителей компьютеров.

«Я думаю, что Стив Джобс действительно ужасно беспокоился о том, что Google собирается делать с ним то же самое, что и Microsoft», - говорит Фогельстайн. Из биографии Джобса, опубликованной вскоре после его смерти в 2011 году, Фогельстайн цитирует кое-что про объявление войны против Android, которую Джобс назвал «украденным продуктом». Джобс пообещал «потратить каждое пенни» из миллиардов Apple, чтобы «исправить это неправильное».

Это было больше, чем риторика. Apple потратила годы на судебные тяжбы с такими производителями Android, как Samsung и Motorola.

Ничто из этого казалось, не мешало соучредителю и генеральному директору Google Ларри Пейджу. Когда его спросили об объявлении Джобсом войны в 2013 году, Пейдж ответил: «Ну и насколько хорошо это работает?»

Вот правдивый ответ: война смартфонов очень выгодна для обоих. Google недавно достиг двух миллиардов ежемесячных активных устройств Android. Это помогает обеспечивать то, что  продукты Google, такие как Gmail, Google Search и Google Maps, доминируют на смартфонах точно так же, как на рабочих столах. Apple, тем временем, продолжает захватывать почти всю прибыль от индустрии смартфонов, имея больший сегмент элитного рынка.  И делает намного больше денег с iOS, чем Google делает с Android.

Apple опубликовала в марте результаты за квартал - около $ 36 млрд от продажи iPhones и iPads. Alphabet, материнская компания Google, сообщили о продажах на почти 3,1 млрд долларов США за тот же квартал в категории «другие доходы», которая включает в себя аппаратные продукты и магазин Google Play.

Но Google не является в первую очередь компанией-производителем оборудования. Это рекламная компания. И Android позиционирует Google для увеличения доходов от рекламы в мобильных устройствах.

«Apple пытается продать вам телефоны или планшеты», - говорит Нгуен.  Google же, для сравнения, просто «хочет вашего внимания».

По материалам CNN

Поделиться: