Село Ербогачен было «истоком» развития геологической деятельности искателей алмазов Средне-Сибирской платформы. В открытии века огромную роль сыграли эвенки-каюры Катангского района Иркутской области. Рядом с именитыми геологами Г.Файнштейном, Ю.Хабардиным были эвенки - братья Сычегиры и Каплины, проводившие Амакинскую экспедицию до Туой Хайи и Крестяха.
Все каюры были уроженцами Катангского района, расположенного на долине реки Нижняя Тунгуска.
Грустно, но очевидный факт: забыты заслуги про-водников Амакинской геологоразведочной экспеди-ции – Владимира Сычегира, Николая Каплина, которые, рискуя своими жизнями, помогли экспедиции добраться до реки Вилюй.
Об эвенкийском племени брангат, населяющих Иркутскую область, Красноярский край и Якутию, к сожалению, имеется немного документальных и ли-тературных произведений.
Между тем, история их жизни заслуживает большего внимания.
Знаменитый этнограф и ученый, немец по национальности Ричард Маак не только живописно опи-сал Вилюйский округ в своей одноименной кни-ге(1860 г), но и дал подробную характеристику коренным жителям верховья второй по величине реки Якутии.
"Они не откажутся дать ничего из того, чем сами обладают, готовы поделиться с каждым," - так говорил впоследствии Р.Маак.
В самом деле, лучших проводников и спутников в промысловых делах кроме эвенков невозможно было найти.
Эвенки - брангаты издревле славятся как превос-ходные охотники и оленеводы. У охотников радиус промысловых маршрутов - 100 км в бассейнах малых рек и речушек. Выслеживая сохатого, они нередко идут по 70 км, иной раз легкой трусцой по таежным тропам и пе-ревалам. Непосвященному в двух словах не объяс-нить, что представляет собою такая беготня.
Не завалишь сохатого или дикого оленя - семья останется голодной. Да и храбрых медвежатников тут было немало.
Пожалуй, в Сибири нет народа, который в древно-сти без малейшего страха шел с одной только пальмой-«батас» или ножом на медведя-амикана.
Опять же если на свой страх и риск не одолеешь медведя, не получишь лечебный жир для детей и больных. Это было повседневной нормой жизни эвенков.
Катангский район Иркутской области – наш сосед-ний район. Мало кто об этом знает.
Села Хамакар и Наканно находятся в пределах 200 км. к западу от города Мирного.
Бывало, что по срочному сигналу из районного центра Катангского района – Ербогачена винтокрылая авиация «АЛРОСА» оказывала помощь оленеводам и охотникам соседнего региона. Прямого дорожного сообщения между нами нет.
А между тем, эвенкам Мирнинского района интересно, как живут их сородичи-брангаты на Нижней Тунгуске.
У нас в Мирнинском районе проживают эвенкийские семьи Бурангат, Каплиных, Камбагиров, имеющих происхождение из Нижней Тунгуски.
В селе Сюльдюкар проживала оленевод Анна Уды-гир, родом из села Хамакар.
К сожалению, родственные связи утеряны, знающие древнюю историю старики уходят в мир иной.
Но я как журналист знаю, что наши соседи - ир-кутские села Наканно и Хамакар переживают труд-ные времена. Немалая часть населения переехала в районный центр – Ербогачен, г.Иркутск и в Красноярский край.
Хорошо было бы установить дружеские связи с со-седним иркутским районом. Ведь их и нас связывает общая алмазная история.
На снимках: Наши соседи – эвенки из Нижней Тунгуски.
Станислав Алексеев. город Мирный.
Фотографии использованы из сайта Катангского района Иркутской области.
Поделиться: