Этнопевица из Якутии Валентина Романова-Чыскыырай уже давно заняла свое место под солнцем среди ценителей оргигинальной этнической музыки. Однако с триумфом «Пугало» на «Кинотавре» и выходом картины в широкий прокат по стране, для якутянки начался новый творческий этап. В эксклюзивном интервью порталу «Твой Дальний Восток» Валентина рассказал об экспериментах в творчестве и о том, какое место Пугало занимает в ее жизни.
Валентина расскажите, какая была атмосфера на премьере в Москве?
Я почувствовала, что люди с интересом смотрели, что за фильм. После «Кинотавра» было много информации о нем, и зрители хотели посмотреть достойный фильм. Мне понравилась и атмосфера, и вопросы, которые задавали. Каждый по-своему понял фильм. Это очень даже интересно, когда есть не один вариант трактовки, а много.
Было очень много вопросом и Диме, и в мой адрес. В целом, все спрашивали, как снимали фильм, какая была атмосфера на съемках, почему именно Пугало всегда обижают, о человеческих отношениях.
Вы, прежде всего, стали известны как этнопевица. Почему выбираете такие порой разные жанры в музыке и смешиваете их?
Когда я оканчивала в 90-ые колледж культуры, я хотела работать с музыкантами. В это время я продавала пирожки на рынке. Тогда был дефолт, это был переломный момент в моей жизни. Но я держала свою марку. Я не стала попсовой, «свадебной» певицей.
Я хотела работать с живыми музыкантами, играть этнорок, и я исполнила свою мечту. Мы с моими ребятами до сих пор играем. В 1998 году на рок-фестиваль «Табык» приезжал Артемий Троицкий. Он отметил нас. И после этого начался другой этап.
С возрастом к человеку приходит разная музыка. Мне стал интересен джаз. И я совместила этномузыку с джазем, плюс там еще присутствовал рок. Чтобы смешать национальную музыку с джазом и роком, важна сила духа. У нас архаичный язык – он один из самых древних в своей языковой группе, очень схож с турецким.
В одном из старых интервью вы рассказали, что были и остаетесь панком. Так на каком из этапов жизни было это направление?
Я свободный человек, и это уже есть панк. Все думают стереотипами, что панки – такие страшные, асоциальные люди. Но они очень добрые, хотя с виду не скажешь. Они любят свободу, природу, они как дети.
Я действительно была панком, у меня был ирокез. Иногда, бывало, лак заканчивался – это были 90-ые. Тогда делали прическу сиропом. На нас все косо смотрели, могли и задержать.
Я знаю, что у вас есть альбом, который выпустили только в Великобритании. Расскажите о нем, почему он не представлен в России?
Там живет мой менеджер Михаил Мальцев, мы уже давно работаем вместе. Мы записали материал с музыкантами с Великобритании. Нашего «ребенка» мы назвали «Siberian Extreme Chyskyyray». Это экспериментальная пластинка. Но она уже имеет своих фанатов по всему миру.
У нас в Якутии есть молодая группа «Uraan», они тоже делают экспериментальную музыку. И мы с ними в коллаборации записали композицию. Это была идея моего друга Евгения Жоркина – Жорик-Морик, как я его зову – и Дмитрий Давыдова. Что получится, не знаю, но трек удался. Там этника и индитехно. Пока это просто как трек, а что из него выйдет, не знаю, но, думаю, что-то будет.
Вернемся к «Пугалу».. Это была ваша первая роль в кино, но вы играли уже в театре. Сильно ли отличается? Хочется ли еще раз погрузиться в атмосферу кинопроизводства?
Каждое из них имеет свою магию. Мой дебют состоялся в сериале, который выходил на канале «НВК Саха». Я играла там повара Дуню – кстати, по первой профессии я повар. Сначала она печет пирожки, работает в чайной, а потом становится звездой. Я как будто играла свою судьбу. Якутским зрителям этот сериал очень нравится. В нем я тоже много экспериментировала, и Дунька получилась популярной. У нее даже есть свой фан-клуб.
Я люблю экспериментировать, и Пугало мне понравилась. И я сказала: «Я буду ее матерью, я буду рожать Пугало». На мой взгляд, ребенок удался талантливый, честный, открытый, свободный.
Дмитрий Давыдов вам тоже не ставил рамок, в музыке вы пробуете новое, в этом сериале… Как думаете, почему вам идут навстречу, позволяют экспериментировать?
Я же в душе ребенок. Муж меня баловал, и все меня балуют. «Ну, делай, что хочешь» говорят. Если меня загонять в рамки, я не могу искренне играть или творить. И они это чувствуют, они же люди, не роботы. Я бы хотела сейчас почувствовать еще в хороших проектах.
Я разнообразная, потому что хочу попробовать все. Я должна открывать все двери, узнать все дороги, идти вперед. Моя покойная мама говорила: «Валечка, никогда не говори «нет», всегда говори «да». Это «да» мне иногда даже мешает, потому что я всем так говорю, и мой поезд бежит! А надо все успевать. Я еще хороший преподаватель, кстати. Веду индивидуальные и групповые занятия по вокалу.
Групповые провожу для детей в Якутской национальной гимназии имени Чиряева. А индивидуальные в своем офисе. Мы работаем над дыханием, звукоподачей, укрепляем связки, развиваем регистры. И человек начинает реализовывать себя в этом мире, потому что при правильном дыхании через творчество можно себя реализовать. Я должна оставить учеников, которые будут дальше развивать мое творчество, технику вокала, построят мне культурный памятник.
Человек – дитя природы. Он должен учить другого, а тот человек будет учить другого. Тогда мир станет лучше. Пугало – она такая.
Какие, на ваш взгляд, топ 3 вещи, которые должны знать все, чтобы состояться в жизни?
Надо выкладывать все не на 150%, а на 50%. Потому что, если будешь давать все 150%, быстро исчерпаешь себя, все заранее узнаешь, а делать этого не надо. Второе, на мой взгляд, это то, что родиться на свет – счастье, а быть, оставаться человеком – большая работа. Я придерживаюсь этого правила, и это мой секрет.
Третье – надо любить и быть любимым. Это огромная работа. У меня замечательная семья, и я реализовалась как жена, как мать.
Фото с Instagram-страницы Валентины Романовой-Чыскыырай
Источник: tvoidv.ru