В одном из маленьких сел Усть-Алданского улуса живет легенда о человеке, который мог дышать под водой. Сказать, что это очередной миф, коих в деревнях бывает немало, мешает тот факт, что это реальная историческая личность и живы те люди, которые видели, как он мог часами находиться под водой.
Легендарный алаас
Алаас Ньэккээйи, в котором в 1905 году родился наш герой, один из известнейших мест Батагайского наслега. Здесь в начале 19 века жила еще одна легендарная личность – Куех Кэтэриинэ, девушка, чья красота воспевалась во многих песнях тех лет. Но известность ей в большей мере принесла не красота, а то что, ее похитил народный герой Василий Манчаары. Это было в далеком 1833 году, но народ эту историю помнит до сих пор.
А нашего героя звали Петр Егорович Лугинов, по-якутски Бётюскэ. Он родился вторым ребенком в семье, у него была старшая сестра и младший брат. В Ньэккээйи, где они жили, проживало в те годы еще несколько семей. Детворы было много, но если другие дети играли в догонялки, прятки, то Бётюскэ со своим лучшим другом Лугиновым Боохоем пропадали все лето в озерах, коих в этом алаасе несколько. Как говорят старожилы, первым из них научился дышать под водой именно Боохой. Он мог спокойно ходить под водой по несколько десятков минут. В итоге этому научился и Петр. Секрет его искусства, по словам людей, лично знавшим Бётюску, заключался… в хороших зубах. Он через зубы заглатывал воду тонкой струей и потом таким же образом выводил его обратно. Получалось, что таким образом он отфильтровывал воздух из воды. Но, несмотря на это, как потом рассказывал сам Петр, за каждый пройденный километр под водой он выпивал по три литра воды. Впоследствии, повысив свое мастерство, он мог под водой пребывать так же спокойно, как и на суше.
За каждый пройденный километр под водой он выпивал по три литра воды.
Таким причудливым способом два друга «подводника» каждое лето изучали дно местных озер. Они стали незаменимыми помощниками рыбаков. Если где-то застревали или запутывались сети, которые в то время были очень дорогим орудием лова, они могли спокойно опуститься на дно и высвободить. Рассказывают, что в последующем Бётюскэ мог погружаться в воду и во время мунхи. Для этого у него существовал специальный «обряд». Подводник надевал ватную телогрейку, опоясывался накрепко ремнем и просил, чтобы ему завязали рукава и область горла веревками. Такие же махинации нужно было проделать с ватными штанами, а на ноги он надевал кирзовые сапоги. В таком случае, по его словам, первоначально проникшая под одежду ледяная вода через пару минут выравнивалась с температурой тела и спасала ныряльщика от переохлаждения. С Петром во время мунхи не были страшны никакие коряги, которые могли зацепить сети.
Потеря друга
Другу, который его всему научил, была отведена недолгая жизнь. Он умер еще в молодости от болезни легких. После этого родители Петра запретили ему ходить под водой, мотивируя это тем, что причина болезни Боохойо могла крыться в их увлечении. В первое время он, конечно, слушался родителей, но, когда вырос и сам стал хозяином своей судьбы, Бётюскэ вернулся в свою любимую подводную стихию.
Подводные приключения
Его умение в практическом смысле было полезно не только во время рыбалки, но и на охоте. Так, однажды увидев на том берегу крупного озера Аргаа Хаабыйа сидящих уток, он решил их «удивить» выйдя прямо из-под воды. Поэтому он решил пройти озеро по центру. Каково было его удивление, когда, дойдя где-то до середины озера, он увидел под водой целый и невредимый якутский балаган. Дверей на нем не было. Из любопытства он решил заглянуть внутрь, но жилище было полностью забито грязью и илом. Петр не стал рисковать. Как это строение оказалось на дне озера и сохранилось в целости никто так и не смог объяснить.
Еще один знаменательный случай произошел во время его посещения Кобяйского улуса. Как-то раз его позвали на гусей. Охота проходила на реке. Во время процесса разгоряченный азартом он случайно уронил в воду ружье и бинокль. Что делать, пришлось погружаться в реку. Как потом рассказывала его дочь Парасковья Петровна, отца больше всего удивила в реке ее чистота, то, что человек мог видеть в толще воды на несколько метров вперед. Но его поразила и существующая опасность в виде водоворотов и сильного подводного течения.
Подводный бык
Во время одного из погружений Петр увидел нечто такое, что после этого он решил забросить это дело. В Батагайском наслеге существует много крупных озер. Некоторые из них славятся как места силы, куда лучше лишний раз не ходить. Одним из таких мест является озеро Оргённёх. Во время очередной охоты на уток Бётюскэ по сложившейся традиции решил удивить уток, сидящих на том берегу озера. Погрузившись в воду и идя по его дну, он вдруг заметил впереди невнятную тень. Подойдя ближе, он увидел огромного быка, преградившему ему путь. От испуга он чуть было не уронил свое ружье и не захлебнулся. Еле выбравшись на берег, он больше под воду не спускался.
К слову, уже в наше время, когда Петра Егоровича давно уже не было в живых, во время одной мунхи из того озера был выловлен череп бизона. Возможно полный скелет доисторического бизона, который чудесным образом сохранился под водой, тогда и напугал нашего подводника.
Вплоть до своей смерти Петр проработал кадровым охотником. Его удивительные способности не передались ни одному из его потомков, которые до сих пор проживают в его родном селе.