Степан Бурнашев – режиссер. Снимает разноплановое кино. А запомнился аудитории по полукомедийному зомби-хоррору «Республика Z» (2018), молодежному «Хара дьай» (2016), а также рядом других фильмов, среди которых особо можно выделить «Кута» (2013). В этом году он выпустил фильм «Сэттээх сир: Ыйаах», который является продолжением легендарной кинокартины «Сэттээх сир» 1996 года. Это стало поводом для нашей беседы с режиссером о судьбе фильма в условиях пандемии и якутском кинематографе.

- Ваша последняя работа «Сэттээх сир: Ыйаах» вышла в непростое время. Какое будущее ждет этот фильм, будет ли он успешен?

- Вообще, лучше говорить «крайняя» работа, есть у меня такое суеверие. Мы, выпуская фильм на экраны во время карантинных мер, осознавали, что рискуем. Но рассчитывали на то, что кинотеатры только открылись, фильмов особо нет, и зритель соскучился по якутским фильмам. Прогнозировать сложно, в том числе то, что окупится фильм или нет. Все зависит от того, насколько долго наш фильм будет на экранах, и насколько наш зритель готов пойти в кино.

- О популярности фильма нередко судят по кассовым сборам. У вас есть план по сборам?

- Когда специалисты посмотрели фильм, сказали, что он спокойно соберет 10 миллионов рублей. Фильм современный, история изложена внятно. Но этот прогноз касался обычных условий. Сейчас эту сумму можно смело разделить на два.

- А фильм может выйти на российский кинопрокат?

- Это очень сложно. Чтобы выйти на российский кинопрокат, нужно иметь достаточно средств на его продвижение или же победить в «Кинотавре». Есть заинтересованность дистрибьюторов со стороны, но мы пока с ними не подписали договор. Так что этот вопрос остается открытым. Считаю, что при хороших обстоятельствах фильм примут на международные кинофестивали. Пока приглашений не было, но переговоры начались еще до начала проката и ведутся в данное время.

- Как оцениваете успехи нашего кинематографа за последние годы?

- Как все знают, определенный скачок в развитии есть. У нас есть очень успешные фильмы, которые себя хорошо показали на международных кинофестивалях. На прошлом «Кинотавре» мы имели большой успех с фильмом «Пугало» (Степан Бурнашев занимался монтажом фильма). Мы, кинематографисты, считаем, что это наше общее детище. Фильм с ходу взял главный приз, и призы за лучшую женскую роль, приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Работа на самом деле была сделана большая, несмотря на очень маленький бюджет и нехватку специалистов.

Если заглянуть в историю, то все это к нам пришло не сразу. Относительно других регионов постсоветского пространства, мы относительно юные. У нас в советское время не было собственной студии. Но благодаря любви зрителя к местным фильмам, энтузиастам, у нас появилось своё кинопроизводство. Состоялось кино - со своим почерком, историями, крутыми режиссерами, сценаристами и операторами.

Поначалу зрители очень осторожно относились к местным фильмам, но потом начали ходить на все премьеры. Со временем качество фильмов улучшилось, и начался процесс естественного отбора. Остаются самые упорные кинематографисты, которые с каждым разом снимают лучше и лучше.

В последние годы пришло осознание, что наши фильмы пользуются успехом и понятны не только жителям России, но и зарубежных стран. Я, как человек работающей в этой сфере и болеющий за якутское кино, всегда радуюсь успехам и победам коллег.

- Расскажите, о своих личных творческих планах.

- Собираюсь выпустить свой десятый фильм в конце января. Он называется «Хара хаар» («Черный снег»). Это очень жесткое кино. Поэтому я готов к самым негативным отзывам. Знаю, что фильм непростой и, на мой взгляд, затрагивает проблемы нашего общества: обстановку на Севере, отношения между людьми в эпоху глобализации. В нем прозвучат темы, о которых не принято говорить вслух. Есть еще один проект, мы его уже отсняли вместе с одним известным якутским режиссером. В скором времени выйдет анонс, узнаете что это за проект.

60767262 2029921943783819 4419292215373725696 o

- В чем, по-вашему, заключается особенность якутского кинематографа?

- Нам одновременно и повезло, и не повезло. У нас были единичные проекты, которые получили господдержку, большая часть кинематографистов сами ищут финансирование. В этом случае ты ясно понимаешь, что рискуешь и результат зависит только от тебя. Поэтому должен довести дело до конца и при минимуме средств сделать максимально качественный продукт.

Из-за малых бюджетов у нас, в основном, снимаются камерные истории, где один-два главных актера с минимумом локаций, все снимается в реальных условиях – в настоящих квартирах, без выездов и павильонов. Из-за этого может сложиться такое ощущение, что у нас нет масштабных историй. Но на самом деле это не так.

Я общаюсь с российскими и иностранными кинематографистами. После того как я им показал «Сэттээх сир» и другой мой будущий проект, они заинтересовались бюджетом работ. Когда узнали о каких суммах идет речь, сказали, что в Якутии научились снимать на хорошем уровне при минимальных затратах. Такие же фильмы снимаются за рубежом за несравнимо большие деньги.

«В Якутии научились снимать на хорошем уровне при минимальных затратах»

- Чем обусловлено повышение качества якутского кинематографа? С тем, что начало появляться нормальное оборудование, с конкуренцией или же у нас кинопроизводители прокачали свои навыки?

- Это происходит, прежде всего, благодаря опыту. Та же цветокоррекция, операторская работа или режиссура – она становится лучше со временем. Чем больше работаешь, тем больше видишь свои ошибки. Ну и оборудование стало лучше и доступнее, есть с чем работать, и специалисты толковые появились.

Мы находимся на том этапе, когда уже пора выходить на внешний рынок. Но для этого нужна поддержка. Не только для производства, но и для продвижения. Без этого мы останемся на том же уровне. Конечно, когда-то в неопределенном будущем мы все равно дойдем до цели, но это вопрос потери времени. Многие знают, что в Якутии могут хорошо снимать и работы местных режиссеров не стыдно показывать на большом экране. И у нас есть бездонный колодец историй, начиная от камерных картин, заканчивая масштабными фэнтези-олонхо. Я уверен, что это будет интересно смотреть не только нам, но и зрителям по всему миру.

Дмитрий Михайлов.

Поделиться: