Якуты издавна славились своим умением работать, как с металлом, так и с деревом. Уустар (кузнецы, плотники, гончары) всегда были в почете у населения, а кузнецы так и вовсе считались сильнее шаманов, настолько народ их уважал и побаивался. И тем приятнее, что за эти века народ не растерял своих исконных знаний и умений в ремеслах. Якутские ножи, например, сейчас считаются одними из лучших, а изделия мастеров-столяров удивляют многих ценителей. Об одном из таких одаренных мастеров по дереву - Евгении Зедгенизеве, мы сегодня и расскажем.
- Я родом из Сунтарского улуса. Первые, если можно так сказать, уроки я получил у своего отца, - рассказывает Евгений. - Он был большим умельцем по дереву, занимался отделкой дома, дворовыми постройками. Мы, якуты, вообще универсалы. Не зря, например, у нас нет отдельных слов «кузнец» и «столяр», а есть «уус» - мастер по работе, как с деревом, так и с металлом. Вот так вышло и у меня, если бы не дерево, то, скорее всего, занялся бы металлом. Раньше я и не планировал, что буду этим заниматься. После школы и армии, я получил экономическое образование, работал по специальности почти до выхода на пенсию. Также в это время у меня было свое маленькое дело, которое приносило определенный ежемесячный доход.
- А когда вы поняли, что надо заняться чем-то другим?
- По воле случая мне достались некоторые из станков, которые до сих пор стоят в этой мастерской. И я, получается, начал потихоньку на них работать. Первые изделия получались неплохо. Да и опыт, какой никакой, все-таки у меня был. Один раз я увидел, как один из моих знакомых склеивает щит (склеенные меж собой деревянные бруски), тогда и подумал, что я смогу сделать из дерева почти все. С этого момента, можно сказать, я и выбрал эту стезю. С самого начала работал один. Первые заказы начал получать от дизайнеров, которых я целенаправленно искал, в том числе и в интернете. Во время выполнения одного такого заказа я разговорился с заказчицей, которая хотела заказать буфет (эбээ ыскааба). Оказалось, что она до этого уже с кем-то проконсультировалась, и знала примерный ценник на эту работу. А я же в то время только начинал, и ни разу не занимался изготовлением мебели. Но все же решил, что осилю буфет и взял этот заказ. Это была моя первая мебель, которая к слову до сих пор радует свою хозяйку. Лет десять назад, когда я только начинал, мне очень помог интернет, хотя он и был не тем, что сейчас. YouTube только начинал развиваться, русскоязычного контента практически не было, да и скорость интернета была маленькая. Но все же. Я на ночь ставил на закачку какие-либо видеоуроки по столярскому мастерству и с утра их просматривал. Еще одним минусом было то, что все эти уроки были на английском языке, но и с этим я справился. Ведь легче учиться «глазами». Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что моими первыми учителями, кроме отца, были американцы и канадцы.
- А эскизы тоже сами рисуете?
- Сейчас я занимаюсь только столярным делом. С заказами все пока хорошо. В развитии дела мне очень помогли социальные сети, в особенности Instgram. Лет пять назад, когда у нас только начала широко распространяться эта сеть, я открыл свою страничку @evgzed. В ней я выкладываю фотографии своих работ, будни столяра, делюсь своими секретами. В первое время я очень быстро набрал подписчиков, сейчас это дело застопорилось, чуть-чуть не хватает до 10 тыс. Но я не упираюсь в эти цифры. Да и времени не хватает на развитие страницы. Этого пула сейчас для меня вполне достаточно, заказы есть на месяц вперед.
- На этой страничке заметил, что большинство работ у вас - лестницы, почему именно они?
- Ну, как сказать. Во-первых, лестницы у нас делают не все, во-вторых, если взять заказ на одну хорошую лестницу, то у тебя есть работа минимум на месяц, в-третьих, мне просто нравится их делать, это всегда новый вызов. Для лестницы нужно сделать много расчетов, учесть много нюансов, чтобы она вписалась по размерам в готовый проем и была удобна в использовании.
Совет застройщикам: нужно уже на стадии проектировании подготовить широкий проем, чтобы после туда встала хорошая лестница. Ведь лестница в последующем станет одним из главных украшений дома.
- Ваши работы отличаются своим покрытием, как вы добиваетесь такого эффекта?
- Я, кажется один из немногих, кто в нашем городе использует краскопульт в своих работах. Хоть у меня в мастерской и нет специального лакокрасочного цеха, но за эти годы я приноровился работать с этой техникой. Краскопультом я начал пользоваться с самого начала своей деятельности. В первое время, конечно, получалось не очень, но сейчас, как говорят некоторые заказчики, изделие получается, как «заводское». Ну и, конечно же, очень многое зависит от технологии покраски и используемых материалов.
В первую очередь, я все свои изделия шлифую до получения идеальной поверхности. Только после начинаю наносить грунтовку, краску или лак, и все это с межслойной шлифовкой. Не все это знают, хотя на каждой банке краски или лака по инструкции требуется межслойная шлифовка. Читайте инструкции.
- Я вот вижу, что у вас совсем мало инструментов, особенно в сравнении с американцами, чьи мастерские могли бы посоревноваться в обеспеченности с некоторыми малыми производствами. Неужели этого достаточно для того, чтобы изготовлять такие прекрасные вещи?
- Никак не могу понять, как они умудряются поддерживать такую чистоту в своих мастерских (смеется), там даже пылинки нет. Ну, а если серьезно, мне кажется, что у них там за океаном совсем все по-другому устроено. Я вот читал в одном из форумов, что один комод там, в среднем стоит 5 тыс. долларов, отсюда и можно сделать вывод - больше 300 тыс. рублей по нашим деньгам.
Что касается инструментов, то да, мне моих инструментов вполне хватает. Многие из них со мной с самых первых работ. Конечно, ремонтировал я их не один раз. Конечно, надо стараться брать инструменты проверенных брендов, они вас точно не подведут, и во много раз оправдают свою цену.
- Вы не планируете расширять свое производство? Брать учеников, создать цех?
- Раньше были такие планы, я даже брал учеников. Но то ли нынешнее поколение другое, либо сказывается нехватка учебных заведений, которые бы выпускали хороших столяров. В общем, не нашел таких людей, с которыми бы мог расширить производство. А сейчас уже и не планирую. Заказы вроде есть, на жизнь хватает, да и возраст уже не тот.
- Какие у вас ориентиры в своей работе?
- Главное - качество. Я с самого начала шел с этим кредо. Лучше немножко не успеть к сроку, но сделать так, чтобы было качественно и к твоей работе не придрались. Самая лучшая твоя реклама – это твои изделия. «Сарафанное радио» даже в наши дни получше будет социальных сетей.
- Какая у вас мечта?
- Я бы хотел, чтобы был создан национальный стиль в мебели. Но для этого нужно взаимодействие, сотворчество с художниками и дизайнерами. Было бы очень интересно поработать в таком проекте.
- Спасибо за интересную беседу!
Николай Кычкин.