В журнале Time опубликовали фотопроект якутского фотографа Алексея Васильева. «Why the Film Industry Is Thriving in the Russian Wilderness» (Почему киноиндустрия процветает в российской глубинке). Предлагаем вам ознакомиться с переводом этой статьи.
Степан Бурнашев обожает кино с самого детства. Будучи уроженцем Якутии в Восточной Сибири, что когда-то была частью Советского Союза, Степан часто смотрел пиратские видеокассеты, начиная с блокбастеров о Кинг-Конге, заканчивая боевиками с Брюсом Ли. Когда ему исполнилось восемь, распад СССР открыл Якутии, также известной как Республика Саха, абсолютно новый мир кино. «Я часто задумывался, почему в Якутии не снимают фильмы», говорит Бурнашев. «Тогда я даже и не мечтал стать режиссёром».
Съёмки сказки «Старуха Бэйбэрикээн» в Якутии в августе 2019.
В то время как Голливуд готовится к 92-й Церемонии вручения наград Американской киноакадемии, в северовосточной глубинке России киноиндустрия лишь начинает стремительно расти.
Тридцатисемилетний Бурнашев - один из многочисленного числа режиссёров из Якутии, региона, что находится в 5000 милях и шести часовых зонах от Москвы. Сам регион составляет одну пятую территории страны, и его население составляет 1 миллион человек. Якутия славится своими природными ископаемыми, в которые входит нефть, алмазы и уголь. В Якутии находятся огромные озёра, горные хребты и арктическая тундра. Температура зимой может упасть до -60 по Цельсию (-76 по Фаренгейту), устанавливая климатические рекорды в северном полушарии.
Театральный актёр Владимир Охлопков, который сыграл роль полицейского в фильме Степана Бурнашева «Проклятая земля», позирует в небольшом кинотеатре в Якутске в июне 2019.
Лапы от костюма мифического болотного чудища «дулганча». Все костюмы для фильма «Старуха Бэйбэрикээн» были пошиты местными дизайнерами, в общей сумме 30 костюмов.
Близнецы Семён и Степан снялись в сказке «Старуха Бэйбэрикээн» в роли мифических созданий, живущих в болоте. Это их первый фильм.
Изабелла Николаева, актриса Саха Театра, в общежитии во время съёмок в сентябре 2019
Кафе в кинотеатре Лена в Якутске. С учетом населения города чуть более 300 тысяч, здесь расположено шесть кинотеатров с показом якутских фильмов.
Съемки «Хара Хаар» (Чёрный снег) на реке Лена. Режиссёр Степан Бурнашев, март 2019.
После роли в «Царь-птице» в 2018, 74-летний Степан Петров стал звездой не только в Якутии, но и в России. Степан до сих пор играет в местном театре небольшого села, Кердем, где он живет со своей женой.
Театральная сцена в селе Никольском в Якутии в августе 2019. Также используется как спортзал и кинотеатр.
Виолетта Христофорова в главной роли в мистической драме «Проклятая земля», режиссёр Степан Бурнашев. Бурнашев предложил ей роль после того, как увидел ее профиль в Инстаграм.
Степан Бурнашев (справа), режиссёр «Хара Хаар» (Чёрный снег) репетирует следующую сцену с актерами фильма «Федот Львов»в Якутии в марте 2019.
На съёмках хоррора «Проклятая земля», режиссёр Степан Бурнашев. Военные дымовые шашки были использованы для создания тумана.
Актёры в роли дальнобойщиков в драме «Хара Хаар» (Чёрный снег) репетируют в курительной комнате придорожного кафе, где происходит сцена.
Ночные съёмки сказки «Старуха Бэйбэрикээн».
Молодая пара Иван и Инна смотрят телевизор дома в Якутии. В Якутии существует множество круглосуточных телеканалов.
Когда разговор заходит о расцвете индустрии независимого кино, Якутия, очевидно, не сразу приходит на ум. Тем не менее, киноделы из Якутии без особого шума получают международное признание за свой необычный стиль. Якутский «Сахавуд», получивший своё прозвище в том же стиле, что и индийский Болливуд и нигерийский Нолливуд, становится известным в кругах индустрии кино. Столицу региона, Якутск, от престижных российских киношкол в Москве отделяет семичасовой полёт, но даже несмотря на это, более дюжины местных режиссеров получили своё признание на международных кинофестивалях в Европе и Азии. В данный момент, якутские режиссёры мечтают о показе своих кинокартин на ещё более масштабных сценах.
Якутия богата фольклором и разнообразными легендами, включая сказки о богах, создавших ее природную красоту. Местный фольклор влияет на кинокартины и даже на сам процесс съёмок. Как заметил Бурнашев: «Перед съемками я обращаюсь к богам за благословением, я прошу их покормить огонь и землю».
«Якутия - необычное место. Здесь есть множество удивительных вещей» - соглашается с Бурнашевым фотограф-документалист Алексей Васильев. «Немного странно, насколько бурно в этой отдалённой республике развивается киноиндустрия». Васильев провёл более года, снимая все, что происходит за кулисами индустрии Сахавуда, начиная хоррорами, заканчивая драмами и комедиями. «Мне всегда было интересно узнать больше о процессе съёмок. То, как режиссеры постепенно осознавали свои идеи шаг за шагом, казалось одновременно невероятным и сложным» - признается уроженец Якутии Васильев.
Бурнашев говорит, что Сахавуд отображает якутов, их культуру и образ жизни в суровом, но очаровательном краю. Сюжеты фильмов часто построены на местных легендах и верованиях, и большей частью сняты на якутском с субтитрами для русскоговорящих. «Люди не снимают фильмы ради денег», признаётся Бурнашев. «Им важно снять интересные картины с глубокими идеями».
Бурнашев изучал экономику и программирование в Якутском государственном университете. В 2009 он впервые попробовал себя в киноискусстве, но только на короткий срок. Лишь в 2012 Бурнашев вернулся в кино, занявшись индустрией вплотную, вместе с командой. В то же время он открыл собственную компанию по производству кино, Сайдам Барыл, которая выпустила девять фильмов. Фильм Бурнашева «Другая жизнь» (2009) рассказал историю якутского иммигранта, живущего в Нью-Йорке, а «Республика Z», выпущенный в 2018, стал признанным публикой триллером о зомби-апокалипсисе. «Мои фильмы отображают отношения между абсолютно разными людьми в экстремальных ситуациях» (Бурнашев).
В марте Васильев снял процесс съёмок недавнего фильма Бурнашева «Хара Хаар» (Чёрный снег). Дни в процессе съёмок могут быть долгими и изнуряющими в холодную погоду, режиссёрам и продюсерам приходится искать баланс между креативным взглядом и необходимостью держаться в рамках скромного бюджета. Многие актёры Сахавуда - новички с отсутствием или маленьким опытом участия на большом экране. «Я всегда стараюсь выбирать актеров без кастинга» - признаётся Бурнашев.
Режиссеры часто бывают самоучками. «Здешние режиссеры не являются голливудскими звёздами, что сбегают от автографов» - говорит Васильев. «У них нет микроавтобусов с горячей едой и кофе. В Якутии люди едят спагетти, тушенку и быстрозаваримую лапшу за одним столом». Производственный бюджет якутских фильмов зачастую составляет $11000-$100000 и не получает финансовой поддержки от государства. Для съёмок Республики Z, например, режиссёру Бурнашеву пришлось занять деньги и оборудование в размере $39000 и снять фильм с этим бюджетом. «После каждого проекта, я говорю, что буду снимать лишь при наличии бюджета и не буду брать ничего в долг. Но каждый раз я все делаю наоборот и попадаю в долги», говорит Бурнашев. «Я фанат кино и реально хочу прорыва якутского кино. Хочу, чтобы у нас было приличное финансирование и достойные актёры».
Однако, жертвы в угоду искусства уже окупаются. Фильмы Сахавуда получили почти 80 наград с 2013 по 2018. Якутский фильм «Тойон Кыыл» (Царь-птица) забрал домой главный приз Московского международного кинофестиваля 2018 года. Кинофестивали в Финляндии и Южной Корее недавно провели специальные показы якутского кино. В прошлом году Якутия учредила свою собственную награду за достижения в кинематографе. В следующем месяце в Якутске будет проведён шестой ежегодный международный кинофестиваль, на котором будут присутствовать члены киноиндустрии со всего мира. «Мне нравится, что Якутия словно другая планета», говорит Яковлев. «В какой-то степени, жизнь для нас - выживание, но в то же самое время, в этих условиях мы стараемся не забывать об искусстве, о красоте».
Несмотря на суровые условия и минимальные доходы, многие якутские режиссёры считают себя везунчиками. Они состоят в сообществе «истинных» фанатов кино, стремящихся снять интересные фильмы, «которые могли бы духовной пищей», говорит Васильев. Бурнашев мечтает о показе своих фильмов в Каннах, Венеции и Берлине, и о съёмках режиссёров со всей планеты в Якутии. «Не думаю, что мои кинопроекты должны оставаться в рамках якутского кино», полагает Бурнашев. «Я считаю, что они должны быть везде». Алексей Васильев - российский фриланс-фотограф.
Суйин Хэйнс и Мэделин Роуч (31 января 2020).
Фото: Алексей Васильев
Перевод: Jen_arctic
Источник:time.com