Детская школа искусств в поселке Хандыга Томпонского района отметила свое 55-летие. Учреждение было открыто в 1964 году. На сегодняшний день школа является одним из социокультурных центров поселка. Ее воспитанники радуют своими достижениями – с каждым годом растет число лауреатов и дипломантов различных творческих и музыкальных конкурсов, фестивалей.
Праздничное настроение укрепляет еще и тот факт, что учреждение работает в новом, современном здании. Открыли его в 2013 году. Двухэтажное каменное здание построили в рамках программы целевого Фонда будущих поколений за счет средств АЛРОСА. Сумма финансирования составила 78 млн рублей.
Как живет сейчас школа искусств, и какими успехами радуют сегодняшние ученики? Об этом нам рассказала директор Оксана Титова.
- В эти дни детской школе искусств исполнилось 55 лет, расскажите, как все начиналось?
- Все начиналось с класса фортепиано. В 1964 году решением исполкома Томпонского района в Хандыге была создана музыкальная школа, открыли тогда только класс фортепиано. Но с развитием школы постепенно стали открываться и другие специальности – класс баяна, аккордеона, гитары, домры, духовых инструментов, синтезатора, хорового и эстрадного пения, изобразительного искусства, фотоискусства, фольклорный и хореографический классы. За годы работы наше учреждение выпустило более 1100 детей по 12 специальностям. Наше учреждение имеет два филиала. В поселке Джебарики-Хая Томпонского района, в селе Теплый Ключ Томпонского района.
- Какую роль выполняет в развитии современных детей и молодежи школа искусств?
- Наша школа является учреждением, которое реализует программу дополнительного образования художественного профиля в сфере культуры с изучением предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне, осуществляет эстетическо-воспитательные, просветительские функции посредством обучения детей и молодежи в различных направлениях деятельности – музыкальном, хореографическом, театральном и народном творчестве. Наша школа дает возможность каждому ребенку почувствовать себя частью огромного мира искусства.
- Воспитанники ДШИ активно участвуют в различных мероприятиях, причем очень успешно. Расскажите о последних достижениях.
- В течение учебного года учителя и учащиеся школы проверяли свои силы в 45 конкурсах и фестивалях. Более 100 участников удостоены звания лауреатов и дипломантов. Так, воспитанник класса фортепиано Максим Рыгалов стал дипломантом международного конкурса «Созвездие талантов». Танцевальный коллектив «Дьэргэлгэн», ансамбли «Сайаана» и «Фантазия» стали лауреатами районного конкурса «Звездочки Томпо – 2019». Иван Сохибов выиграл Гран-при республиканского конкурса «Твой успех – 2019». В этом году наша школа участвовала в республиканском конкурсе проектов. Стали победителем в номинации «Зеленый образ жизни» – «Наш стиль». Хочется отметить, что проделана большая работа преподавателями по подготовке и к конкурсам, и к концертам. Но, независимо от наград, подобная активная работа дает толчок в развитии детей как в техническом, музыкальном, так и исполнительском уровне. Хочется, чтобы и дальше мы продолжали совершенствоваться.
- Педагогический коллектив заинтересован в успехе своей работы с учениками. Какие требования предъявляются к преподавателям?
- Педагог в первую очередь должен любить детей – это самое главное, и должен сам в совершенстве владеть тем предметом, который преподает. Очень многое зависит от него. Бывает, что приходят дети талантливые, и желание вроде бы есть, но позанимавшись немного, бросают. Очень важно уметь увлечь, заразить любовью к музыке. Я уверена, что научиться играть можно с любыми данными. Наша школа имеет квалифицированный педагогический состав из 17 человек, где 40% с высшим образованием, 70% с высшей и первой квалификационной категориями, 50% имеют почетное звание или ведомственные награды. Мы одна большая команда, которая всегда нацелена на результат. В нашем коллективе работают замечательные творческие, преданные своему делу люди. Главным в их работе является профессионализм. Каждый из них в той или иной степени вносит свой неоценимый вклад в поддержание престижа школы. За весомый вклад в развитие культуры и искусств, высокие творческие достижения наша школа неоднократно была награждена благодарственными письмами и почетными грамотами.
- У вас много детей – играющих. Но ведь для того, чтобы овладеть в полной мере инструментом, его нужно иметь дома. А это удовольствие не из дешевых. Неужели все могут позволить приобрести для своего ребенка тот или иной инструмент?
- Музыкальный инструмент вовсе не дешевое удовольствие. Но у наших детей почти у всех дома он есть. Родители стараются создать соответствующую музыкальную среду. Мы за это им благодарны.
- Расскажите, пожалуйста, о планах работы. Какие перспективы у детской школы искусств?
- В планах у нас все-таки развивать и расширять то профильное образование, которое мы сейчас в школе ведем. Хочется усилить классы инструментального искусства – фортепиано и народные инструменты. Хочется привлечь больше учащихся к театральному направлению. И еще мы планируем открыть классы вокала. Для этого мы имеем все условия – оборудованные помещения, концертные инструменты и современную аппаратуру, развитые информационные и коммуникационные технологии.
- Это огромное счастье в наше время иметь такие условия для детей и педагогов. А расскажите о здании школы, насколько она отвечает необходимым требованиям?
- Да, наша школа находится в новом современном двухэтажном каменном здании площадью 1000 квадратных метров, с большой прилегающей территорией для отдыха и игровой площадкой для детей. Новое здание школы отвечает всем эстетическим, техническим и функциональным требованиям сегодняшнего дня.
Здание нашего центра в народе прозвали «НЛО» – внешним видом очень напоминает классическую «тарелку» неопознанного летающего объекта. На базе нашей школы проводятся поселковые и районные мероприятия: творческие конкурсы, концерты, спектакли и выставки. Она стала главным культурным очагом Хандыгского района.
- За 55 лет школу окончили 1100 детей, и каждый второй из них стал профессиональным музыкантом. Следите за достижениями своих выпускников?
- 650 выпускников продолжили обучение по специальностям, выбранным за годы учебы в школе. Многие выпускники не только продолжают получать профессиональное музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях России, но и успешно реализуют свои таланты в искусстве. Среди них десятки дипломантов, лауреатов, обладателей Гран-при международных, всероссийских, областных и региональных конкурсов.
Насколько это возможно, конечно, следим за судьбой своих выпускников. Мы гордимся выпускницей нашей школы Натальей Базалевой, заслуженным деятелем искусств Якутии. Работает она художественным руководителем Государственной филармонии Якутии имени Г.М. Кривошапко. Наталья Целых, тоже наша выпускница – преподаватель Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского.
Валерия Михасева - преподаватель Санкт-Петербургской консерватории. Александр Сироткин – выпускник Новосибирской консерватории, победитель 67-го чемпионата мира аккордеонистов. Николай Иссак – мастер-модельер международного класса, организатор чемпионата по парикмахерскому искусству на Кубок Якутии.
Руслан Азарин – театральный художник-декоратор в г. Минске.
- Возвращаются ли выпускники школы искусств обратно, но уже в качестве преподавателей?
- Многие, конечно, выбирают жизнь в больших городах. Успешно работают в профессиональных театрах, концертных организациях, художественных музеях. Некоторые возвращаются в родную школу, но уже в ином статусе, в качестве преподавателей. Сегодня с нами работает выпускница школы Надежда Иванова, отличник культуры Республики Саха (Якутия). Под ее руководством наши ученики ежегодно становятся лауреатами и призерами районных и республиканских конкурсов.
- С каждым годом уровень требований к преподавателю возрастает. Мы видим, что сегодня мало быть просто знающим, увлеченным своим делом, творчески одаренным, методически грамотным преподавателем.
- Наверное, еще вчера этого было достаточно. А сейчас важно и знать законодательство в сфере образования, культуры и искусства, и уметь практически использовать постоянно обновляющуюся информацию, материалы, и быть готовым адаптироваться к современным требованиям. Только готовый соответствовать этим требованиям педагог, будет сегодня успешным, востребованным и конкурентоспособным. И только он будет формировать положительный имидж учреждению, в котором работает.
- 55 лет: это много или мало?
- Я могу сказать, что 55 лет – это совсем юный возраст для учебного заведения. Самое главное в нашей школе – ее душа. Тот дух, который формируется коллективом учителей, учеников и их родителей. Школьные стены будут неумолимо отсчитывать время: 40, 50, 60 лет, а школа все равно будет оставаться молодой, потому что эти стены наполнятся новыми звонкими голосами, радующими нас, педагогов. У школьного духа нет возраста. Ему всегда десять или одиннадцать лет – ровно столько, сколько от первого до последнего школьного звонка проходят свой путь ученики.
- Каково, на ваш взгляд, самое главное достижение школы на сегодняшний день?
- Одним из главных достижений школы является организация и проведение конкурсов, которые не только не потерялись в большом количестве уже существующих детских музыкальных конкурсов, но и заняли свое достойное место в культурной жизни района. Это – ежегодный концерт фортепианной музыки «Клавирабенд» и районный конкурс «Юный пианист». Также самым главным достижением и гордостью считаем своих выпускников, которые выбирают музыку как стиль жизни.
Поздравляем Хандыгскую детскую школу искусств с юбилеем! Желаем всему коллективу школы успехов, наград, радости и вдохновения в работе!