Апрель выдался на редкость богатым событиями в художественной жизни Якутска. Прошли неоднозначные по содержанию и форме подачи выставки театральных художников «Метафизика театра», брутального, в то же время лирико-романтичного живописца Исая Капитонова, мудрого философа Михаила Старостина.  Итоговая «Весенняя» выставка принесла радость общения с новыми работами скульпторов, живописцев, графиков, дизайнеров и народного искусства.

На фоне привычных жанров искусства выделяется впервые открытая в Национальном художественном музее персональная выставка «Дар богини Иэйэхсит» известного художника-стилиста Августины Филипповой, с именем которой связано новое для Якутии явление «высокая мода», хотя понятие Haute Couture, в переводе с французского «высокое шитье», зародилось еще в XIX веке в Париже. Высокая мода – это особый жанр искусства, создающий из одежды художественные образы с акцентом на экзотичность, экстравагантность, уникальность ручной работы. Модели Августины Филипповой рождены на основе мифологии народа саха, природных мотивов, расцвечены фантазией автора. Смысл абстрактных образов таких как Холод-Чысхаан, Утренняя звезда - Чолбон, Ледовитый океан - Муус Кудулу, река Лена -Туймаада и всех других фантазийных образов раскрывают  детали одежды, атрибуты и  узоры, несущие сложную символику. В другой ипостаси Августина  Филиппова выступает как модельер повседневного стиля прет-а порте,  автор национального костюма для артистов сцены, для участниц конкурсов красоты. Но очень мало кто знает ее как художника-живописца, графика-рисовальщика. Рисунок и живопись составляют профессиональную основу её творчества.

Дополнительный свет на своеобразную философию творческой мысли художника проливает картина «Иэйэхсит», неслучайно давшая название её персональной выставке. Именно в ней автор воплощает свой взгляд на якутскую религию Айыы үөрэҕэ. Написанная маслом в стиле иконы в плоскостной манере в технике обратной перспективы, картина объясняет происхождение человека и божественное благословение на языке символов. По стилистике и по технике письма, философской основе, главенству символических знаков картина в общих чертах отсылает нас к буддийской религиозной живописи. При изображении одной из самых почитаемых богинь Тара ведущую роль играли силуэт, цвет, символы Будды, объясняющие своеобразную картину  мира. По идее и смыслу Филиппова создает образ Женщины – богини, дарующей жизнь, подобно мировым языческим богиням как Исида, Иштар, Аматэрасу. На полотне изображена женщина в национальном костюме, держащая в руках круг – живую Каплю, символизирующая зарождение Человека на земле, как части Вселенной. По замыслу автора наверху между Солнцем и Луной расположилась звезда, определяющая судьбу человека, от которой спускается «бечева судьбы». Абсолютная симметрия картины, разделённой по центру вертикальной линией, символизирует покой и гармонию. Силуэт композиции картины напоминает дом-урасу, в который вписан священный лировидный орнамент көҕүөр ойуу, знак благопожелания. Крылья богини, создающие лировидный узор со спиралями, олицетворяют её покровительство людям айыы. Стерх и конь по сторонам богини являют собой женскую и мужскую души-кут. Ободок шапки-дьабака, обрисовывающий лик женщины-божества, символизирует живительный огонек – камелек. При внимательном рассмотрении картины можно найти еще множество символов, относящихся к природе и кругу жизни  человека, четыре времени года. Картина Августины Филипповой является серьезным шагом к созданию иконографических изображений саха божеств – Айыылар.

Зинаида ИВАНОВА-УНАРОВА, искусствовед

Источник: ИА Yakutia24/Якутия24

Поделиться: