«Из-за нехватки якутских композиторов — основоположников якутской музыки, таковым стал не кто иной, как армянин Грант Арамович Григорян. Удивительно, как человек иной национальности смог так органически воспринять музыку народа, заброшенного судьбой на дальний север.

За девять лет жизни в Якутии (1953-1962) Григорян не только стал классиком якутской музыки, основоположником якутской композиторской школы и многожанровой якутской музыки, но и своим творчеством поднял якутское музыкальное искусство на новый уровень. В якутской музыке он стал больше якутом, нежели мы, якуты, взятые все вместе. В этом секрет глубокой благодарности якутов Гранту Григоряну – композитору и человеку», - так отозвался о музыканте Народный писатель Якутии Д.К. Сивцев-Суорун Омоллон.

На творчество Гранта, сами того не подозревая, повлияли замечательные якутские певцы-импровизаторы Устин Гаврильевич Нохсоров и Сергей Афанасьевич Зверев. Их необычное пение Грант Григорян мог услышать в Москве в записях, сделанных в фольклорном кабинете консерватории и на Всесоюзном радио.  И тогда, возможно, родилось увлечение, определившее всю его жизнь и заставившее его назвать Якутию своей второй, творческой родиной.

В Якутском музыкальном колледже имени М.Н. Жиркова (бывший музыкально-художественное училище г. Якутска) имеется мемориальный класс и актовый зал, посвященные Гранту Григоряну.

За 9 лет жизни в Якутии он вслушался в неповторимое своеобразие якутской песенной интонации не как бесстрастный сторонний наблюдатель, не как любопытствующий заезжий любитель экзотики, а как чуткий художник, поставивший перед собой четкую практическую задачу – не только услышать неуслышанное другими, не только осмыслить ещё не понятое, но и немедленно претворить это в своей музыке.

Он записывал далеко не все, что попадало под руку, но тщательно с опытом мастера отбирал самое яркое, вдохновенное и впечатляющее. Особое внимание обращал на непривычное, даже странное на первый взгляд. Именно это чутье, а может и профессиональное осознание, и позволило ему верно воспринять самую сущность якутского интонирования. Используя народные мелодии, Григорян всегда точно указывал, когда, где и от кого он их услышал. Другое дело, что многие его собственные мелодии порой с трудом отличишь от подлинных народных песен.

«Сегодня исполняется 100 лет Гранту Григоряну. После службы в Армии на Дальнем востоке, он навсегда связал свою судьбу с Якутией. И стал одним из основоположников якутской классической музыки. А музыка объединяет людей, народы. Грант Григорян тому ярчайший пример. Его произведения до сих пор звучат в репертуаре нашего Театра оперы и балета. Я с гордостью рассказываю своим детям, что в музыкальной школе мне посчастливилось учиться по его произведениям.

С тех пор много времени прошло. Моя музыкальная Школа на радиоцентре скоро справит новоселье в 203 микрорайоне. Моя первая учительница Антонина Арсентьевна Халыева до сих пор в ней работает, а Владимир Индигирский – заместитель директора – автор многих произведений, в том числе и гимна «Ледового парка». Вот такие воспоминания по случаю юбилея замечательного композитора и без преувеличения нашего земляка – Гранта Григоряна», - поделилась воспоминаниями депутат Ил Тумэн, Генеральный директор Медиагруппы «Ситим» Мария Христофорова.

Справка:

В 1953 г. Грант Григорян приехал в Якутию, где в столице – Якутске – преподавал теоретические музыкальные предметы в музыкально-художественном училище. Плодотворной была педагогическая деятельность композитора, он подготовил большое количество специалистов якутской музыки. Одновременно изучал якутскую народную музыку, собирал музыкальное якутское народное творчество и обрабатывал его лучшие образцы. Композитор был удостоен звания заслуженного деятеля искусства Якутской АССР (1957) и РСФСР (1958).

Подготовил Андрей ШИЛОВ

Поделиться: