Как сказал древнегреческий философ Платон: «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего!» Керамика – наиболее массовый материал на памятниках древних культур. Исследование керамики позволяет изучать уровень и характер развития общества, истории и традиции родного народа саха. Нужно признать, что существовавшая технология изготовления күөс иһит в Якутии давно забыто.
Слово «күөс», означает «глиняный горшок». Также данное слово употребляется для измерения дороги. Происхождение этой меры Миддендорф объясняет величиной перекочевок, в конце которых ставили «горшок» варить пищу: биир күөс, сиэлэр ат көһө, о5ус көһө, күөс быһа5аһа (расстояние до которого варится горшок мяса 2 ч).
Первыми исследователями гончарного производства в Якутии являются В.В.Ливадин, В.Серошевский, Р.Маак, В.Виленский. С ее помощью фиксируются смена этапов, воздействие внешних явлений, культурные традиции.
Выделяются культуры
Сыалахская культура 5-4 тыс. до н.э. обожженная глиняная посуда с характерным сетчатым рисунком.
Белькачинская культура 4-3 тыс. до н.э. техника шнуровая, т.е. сосуд, во время формовки укрепляли шнуром. Тесто: глина и песок.
Ымыяхтахская культура 2 тыс. до н. э. Изготовлены из глиняного теста с примесью шерсти и растений.
Усть-мильская культура (середина II-I тыс. до н. э.). Валиковая керамика (один или несколько горизонт. тонких налепных валиков) изготовленная из глиняного теста без каких-либо примесей.
В Южной Якутии во II тыс. до н. э. существовала культура керамики, украшенной «жемчужинами» (округл. вдавления изнутри сосуда). Тесто с примесью шерсти и травы, свидетельствует о влиянии прибайкальских и приенисейских культур
Как делали күөс иһит?
Техника изготовления отличалась в каждом определенном периоде. Из преданий известно, что глину, для изготовления сосудов разделяли на куски и прятали от грома. Сушили в юрте. Считалось, что от влияния грома посуда выходит непрочной.
По описаниям В.Серошевского, работа состояла из следующих этапов:
Сначала черепки старых горшков, превращали в порошок молотком из корня березы чохоччу. Затем накаливали в огне докрасна и бросали в воду. Тогда из нее выжигалась жир, накопившейся во время службы горшка. При охлаждении они становились хрупче и легко образовались в порошок. На три части глины добавляли одну часть порошка из черепков.
Смешивали с глиной, смачивали слегка водой, били и мяли это тесто. Затем делали конус. Всовывали туда левую руку с камнем. Лопаточкой обрабатывали внешнюю сторону.
У отверстия вставляли кольцо из тальника, обвитое веревочкой из конского волоса. Это делало сосуд более прочной.
Обжиг велась в камельках на слабом огне до темно-красного цвета. После чего для придания прочности обливались молоком или соратом. Гончарный круг не использовали, выделывали на глаз.
Изготовлением глиняных горшков занимались женщины. Глиняные посуды употребляли для кипячения молока (рис. а), для варки мяса (рис. б), сосуд в форме лошадиных копыт для кумыса (рис с). В сосуд с дырами и с ручкой хомпуор, клали горящие угли и ставили на него чайник, чтобы чай стоял горячим (рис d). На плоскогорье, где на десятки верст не было глины, где вслед и торф, для того, чтобы не возить глину далеко, старались ставить юрты в поблизости от залежей глины.
Светлана КУЗЬМИНА,
ученица МОБУ СОШ №17.
Источник: ИАЯкутия24/Yakutia24