В Историческом зале Национальной библиотеки 19 декабря состоялась встреча с живым классиком, основоположником нивхской письменности, поэтом,писателем, общественным деятелем, лидером коренных народов Севера Владимиром Михайловичем Санги.
Андрей Кривошапкин, народный писатель Якутии, президент Ассоциации КМНС РС(Я) назвал историческим событием, открывая эту встречу.
- Из всех северных писателей Владимир Михайлович Санги — человек государственного уровня. Юрий Рытхэу, Григорий Ходжер, Юван Шесталов и другие — это очень большие писатели, которых я очень уважаю, но Санги по своему таланту и интеллектуальной силы выше всех. Никто кроме Владимира Михайловича не занимался развитием и сохранением литератур коренных малочисленных народов Севера. Он воспитывал и лелеял таланты молодых авторов, он — наш крестный отец!
Сам Владимир Михайлович признался, что встречи с представителями якутского народа длятся уже многие десятилетия.
- Я часто общался с якутскими писателями, учился у них профессиональному взгляду на окружающий мир. Якутия и якутский народ для меня находятся на первом месте. Мало того, я породнился с якутским и эвенкийским народом. Здесь живет мой сын Денис Санги. Поэтому можно сказать, что я приехал к своему родовому очагу. Но по обычаю, как зять, должен привезти с собой добычу. А моей добычей являются мои стихи.
И прочитал свои стихи на нивхском и русском языках. Вот одно из них.
КЫС И КЫЫС
Таежный простор да горный гранит
Нас разделяют с давних времен.
Но мудрый язык порой единит
Схожим звучанием слов и имен.
Древнее нивхское слово «кыс» -
Слово счастья, удачи, оно
В нежном якутском слове «кыыс»
Точно в зеркале отражено.
У разных племен заботы одни,
У разных племен единая мысль.
В этом стремленье все сродни -
Девушка — кыыс,
Счастье — кыс.
На всех путях, во все времена
Счастье-мечта согревала нас, -
Пой любовью, что нам дана,
Как материнский святой наказ.
Верю и знаю: короткий путь
К сердцу любимой найдет якут
И в слово «кыыс» сумеет вдохнуть
Тепло и счастье, что в дом войдут.
«Кыс» и «кыыс» - два слова любви,
Но нежное сердце одно у них.
Любое скажи, любым позови -
Поймет и ответит якуту нивх.
Имя нивхского писателя Владимира Санги было открыто на первой конференции молодых литераторов коренных народов Севера в Комарово (Ленинградская область) в 1961 году. В следующем, 1962 году, был принят в Союз писателей СССР. Он создал целый ряд литературных произведений, которые стали шедеврами нивхской литературы и получили признание огромной читательской аудитории во всем мире: повести «Изгин» и «Тыграй», романы «Ложный гон», «Время добычи». «Женитьба Кевонгов» - одно из лучших произведений Владимира Санги, в нём ярко проявилось увлечение писателя историей своего народа, фольклором. На материалах нивхского фольклора построен сборник «Легенды Ыхмифа».
Владимир Санги много сделал в организационном плане для развития национальных культур коренных народов Севера. В те годы, когда он работал в Совете министров РСФСР он создал комиссию по развитию литературы народов Севера, организовывал творческие семинары для молодых авторов. На одном из таких семинаров он познакомился с эвенкийкой Галиной Варламовой-Кэптукэ, юкагиром Николаем Куриловым, эвеном Андреем Кривошапикным и многими другими, теперь уже известными писателями и поэтами.
Юкагирский писатель, поэт, художник, журналист Николай Курилов признался, что благодаря Владимиру Санги молодые литераторы объездили всю страну: «Санги для нас был примером. Его целеустремленность, энергетика передавалась нам. И от его деятельности мы видим результат».
Сам Владимир Михайлович отметил, что «это было время золотых поисков и драгоценных открытий». Итогом этой деятельности стало издание 13 томов авторов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Кроме того, что Владимир Санги основоположник нивхской литературы, он основал письменность и создал национальный букварь своего народа. В 1979 году Совет министров РСФСР специальным постановлением ввел в действие нивхский алфавит. И в этом деле его личная заслуга. Но, к сожалению, писатель с горечью признает, что нивхи перестали говорить, читать и писать на родном языке. Создатель нивхского алфавита оказался последним мужчиной-нивхом, говорящем на родном языке и еще менее десяти женщин осталось нивхоговорящих. Тем не менее Санги издал на нивхском языке более 40 книг, написал правила нивхской орфографии, выпустил словарь, учебники по родному языку, перевел на нивхский язык классику русской литературы, собрал и систематизировал нивхский литературный эпос.
Писатель не может и не должен молчать, это его позиция. Он продолжает вкладывать душу, словом и делом в сохранение всего, что присуще нивхской культуре и истории. У него есть проекты по возрождению родных языков на родине. В предстоящем году он надеется, что удастся кардинально внедрить преподавание родных языков на Сахалине, кроме нивхского еще и эвенкийского, орокского, нанайского языков.
- Творчество не может остановится. Был очень длительный период, когда языки коренных народов игнорировались, но я надеюсь, что эта пора прошла. И от нас с вами зависит, чтобы языки народов Севера звучали, - сказал в конце встречи Владимир Михайлович.
Самобытный, яркий талант и потрясающая работоспособность, ответственность и чувство долга перед собственным народом – все это помогло Владимиру Санги заслужить авторитет и любовь не только среди сахалинцев, но и всех народов Севера разных поколений. Пожелаем ему крепкого здоровья, огромных сил, творческого вдохновения, счастья и новых произведений.
ОКРАИНА МОЯ
Я северянин — нивх,
рожден в чаду метели,
И мне знаком ее протяжный вой,
Вот потому и снятся ели,
И брежу я тайгой.
В чащобе,
непролазной и медвежьей,
Ищу я оттиск свежего следа,
То где-то на Охотском побережье
С добычей выбираю невода.
То вдаль зовут,
где кочевали деды,
Меня неугомонные ветра,
То слушаю старинные легенды
Ночами у рыбацкого костра.
Но где б я ни был,
автогенов вспышки
На острове повсюду вижу я,
Шахтерские копры
и нефтяные вышки...
Здесь все мое —
окраина моя!
Ирина Курилова, Илкэн