28 апреля Президент Владимир Путин после встречи с художественным руководителем московского театра Et Cetera Александром Калягиным подписал Указ о проведении в России в 2019 году Года театра.
Для Дальнего Востока решение Главы государства стало особенно важным, потому что в регионе уже готовится программа развития театрального искусства. В её разработке, помимо региональных театров принимает участие художественный руководитель Театра наций, Народный артист России Евгений Миронов.
Почему именно на Дальнем Востоке? По словам Евгения Миронова, «Сегодня дальневосточные театры недостаточно представлены на фестивалях театрального искусства. Так, за последнее время в программу «Золотой маски» попали только два хабаровских театра. Настало время это изменить».
Тем более, что дальневосточным театрам есть что предложить зрителям. Их постановки идут с аншлагами не только в регионе, но и в столице. В чем секрет? В искренности, которая всегда отличает настоящее искусство. В способности затронуть душу человека, натолкнуть его на глубокие размышления. Людям очень важно почувствовать это в произведении искусства, задержаться в этом моменте, потому что это всегда рождает в человеке что-то хорошее, большое, - то, что меняет людей, пусть и не сразу, к лучшему.
В последние годы на Дальнем Востоке появился целый ряд таких театральных постановок. Они рассказывают об историческом прошлом региона, но не эпически, а через призму личностей, пассионариев, как сказал бы Лев Гумилев, участников переломных для региона событий. Постановки, главное в которых – размышления этих героев, эмоции, трагедии и огромная сила духа, которая их вела. Таких личностей всегда было много на Дальнем Востоке. Русский офицер и исследователь Витус Беринг, описавший берега Камчатки. Картой, которую он составил с подчиненными, пользовались затем все западноевропейские картографы при описании северо-восточной Азии. Генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, сыгравший ключевую роль в формировании российских границ на юге Дальнего Востока. Российский адмирал Геннадий Иванович Невельской, основатель города Николаевска-на-Амуре. Офицеры и матросы легендарного Тихоокеанского флота, отважно защищавшие российские берега и в Русско-японскую войну, и во Вторую мировую. Строители БАМа и Транссиба, которые в тяжелейших условиях прокладывали крупнейшие в мире железнодорожные магистрали, геологи и разработчики золотых месторождений на Колыме.
Сегодня с неизменными аншлагами как на Дальнем Востоке, так и в центральной России проходят исторические постановки Приморского академического краевого драматического театра им. Максима Горького. Как отметил художественный руководитель театра, Народный артист Российской Федерации Ефим Звеняцкий, исторические спектакли о Дальнем Востоке, созданные региональными театрами, «за последние два года стали самыми посещаемыми». Спектакль «Крейсера» по одноименному роману Валентина Пикуля, рассказывающий о судьбе русских моряков, героических сражавшихся под Порт-Артуром в Русско-японскую войну, стал «визитной карточкой» приморского театра. Он был поставлен при поддержке Минвостокразвития России и Минкультуры России в конце 2014 года. На сегодняшний день постановка собрала больше 40 аншлагов во Владивостоке и Москве. «Кажется, Ефим Семенович расшифровал ДНК Владивостока. Ком в горле от того, насколько точно он передал все, что есть в нашей крови. Искренние слезы, бескозырки, тельники, соленые волны, родные улицы, песни Лагутенко - все было в этот вечер. У города когда-нибудь должен был появиться такой спектакль. На него будут водить своих детей и гостей города, им будут гордиться», - пишет зритель Виктория Ворожбит о премьере «Крейсеров» в декабре 2014 года.
«Наши инвестиции – это эмоции зрителя... Два года назад была придумана тема – восстановление исторических и значимых событий на Дальнем Востоке. И, судя по аншлагам, до сих пор это то, что люди желают видеть и то, что делает модным и театр, и людей, которые живут на Дальнем Востоке», - считает Ефим Звеняцкий.
За спектакль «Крейсера» художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий и артист Валентин Запорожец были удостоены премии Правительства России в области культуры.
«Экономику делают люди, а люди – это не цифры. Это личности, характеры, история, культура. Их представления о чести, достоинстве, готовности к подвигу, любви к своей Родине. У нас на Дальнем Востоке очень яркие характеры и богатая история, настолько богатая, что ничего придумывать не надо. Владивосток принял «Крейсера» с овациями, с восхищением! Люди хотят настоящего разговора о настоящем. После успеха «Крейсеров» я говорил с некоторыми дальневосточными губернаторами, просил их поддержать инициативу об исторических постановках в региональных дальневосточных театрах», – отметил глава Минвостокразвития России Александр Галушка.
С декабря 2017 года в Хабаровском краевом театре драмы с успехом идет постановка «Муравьев. Граф Амурский». Зрители сразу отметили великолепную игру дальневосточных актеров, уникальные декорации и эффектные, продуманные костюмы. Поставил спектакль московский режиссер Александр Калмыков, а за основу постановки была взята пьеса белорусского драматурга Андрея Курейчука. В спектакле показаны исторические события, связанные с освоением Россией территории Дальнего Востока: открытия устья Амура, подписание Айгуньского договора с Китайской империей Цин.
Необходимо также отметить и успешную постановку Амурского театра драмы «Горький хлеб Албазина». Действие происходит в 1649-1689 годы на территории Забайкалья и в Приамурье. Спектакль посвящен 365-летию основания Албазинскогоострога и 350-летию прибытия Албазинской иконы Божьей матери в Приамурье. Пьесу об истории героической защиты русскими солдатами и офицерами Албазинского острога написала амурская поэтесса и писательница Нина Дьякова. Спектакль прошел с аншлагами на многих театральных площадках Дальнего Востока.
На сцене якутского Государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина состоялась постановка «Два берега одной Победы». Спектакль рассказывает о мужестве советских летчиков и американских летчиц, перегонявших зачастую под огнем американские истребители и бомбардировщики с Аляски в СССР. Заокеанские истребители, добравшиеся до якутских аэродромов, затем летели громить фашистские «мессеры» и «фокке-вульфы» под Москвой и Сталинградом, Орлом и Курском.
В декабре 2017 года в московском Экспоцентре с успехом прошла премьера спектакля «Путь святителя» Андрея Борисова по пьесе Владимира Фёдорова «Алмазный крест», написанной по просьбе Якутской епархии специально к 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия Вениаминова, апостола Сибири и Америки. С именем этого великого православного деятеля, миссионера и ученого тесно связана история освоения нашей Родиной Восточной Сибири и Дальнего Востока. Благодаря ему алеуты получили письменность, что стало ключевой вехой в развитии национального самосознания этого народа.
На Камчатке разработали проект, посвященный событиям героической обороны Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры в 1854 году. «Удивительно, что оборона Петропавловска-Камчатского – это один из выдающихся эпизодов Крымской войны. От Крыма до Камчатки тысячи километров, но именно на Камчатке произошло историческое сражение Крымской войны, когда французская и английская эскадры подошли к Петропавловску. Они многократно превосходили силы русских, был штурм, а закончилось все тем, что английский адмирал застрелился, потому что не смог перенести позора поражения», – подчеркнул Александр Галушка.
Большой популярностью у дальневосточных зрителей пользуются также и постановки региональных дальневосточных театров, основанные на ярких событиях российской истории не только Дальнего Востока.
Так, мюзикл «Юнги северного флота» Магаданского музыкально-драматическом театра вошел в число лучших театральных постановок России и вышел в 2015 году в финал национальной театральной премии «Золотая маска», попав в число лучших театральных постановок России сезона 2014–2015 годов. Проект, стартовавший при поддержке Минвостокразвития России, посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Постановка сделана по мотивам повести Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками», рассказывающая о событиях 1942 года.
Дальний Восток уже готовится к Году театра. В декабре, в преддверии 2019 года, на Сахалине пройдет театральный фестиваль-школа «Территория. Сахалин». Его инициатор – Народный артист Евгений Миронов. В фестивале примут участие как дальневосточные, столичные и даже зарубежные театры. По словам актера, «Фестиваль предложит зрителям афишу современных произведений, которые призваны расширить традиции восприятия, показывать, как лучшие традиции российского искусства соединяются с новыми творческими методами и художественными идеями». Сегодня формируется программа фестиваля. Можно рассчитывать, что при таком подходе она будет интересной.
Параллельно в дальневосточных регионах в рамках государственной программы «Развития культуры и туризма на 2012 – 2020 годы» идет реконструкция действующих и строительство новых театров. Первым был отремонтирован театр драмы в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, на Камчатке, в городе Петропавловск-Камчатский начался второй этап строительства театра кукол, готовится к реконструкции приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького, планируется строительство театра юного зрителя в Якутии.
«Вложения в культуру, которые происходят, это наш культурный символический капитал в развитие Дальнего Востока. То, что называется «мягкой силой». Развитие Дальнего Востока невозможно без осмысления освоения этой территории в истории самой России. Понимание того, зачем наша родина двигалась на Восток, осваивала тихоокеанские рубежи, какие люди приехали сюда укреплять Россию – исключительно важно. В этом смысле театр играет великую роль – мы можем через театральное искусство глубже понять Дальний Восток, найти самих себя через осмысление художественных произведений», - ранее отмечал Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Источник: Якутия24