27 апреля состоялась пресс-конференция в связи с выходом трехтомника Андрея Борисова, государственного советника Республики Саха (Якутия), народного артиста Российской Федерации.

В свет вышли три тома избранных воспоминаний о творчестве и государственной деятельности «Андрей Борисов и Путь Саха театра», «Андрей Борисов и Путь культуры  саха», «Андрей Борисов и Путь Республики Саха». 

75a05261 0b64 4d0d a23b f482dbbb2198

Пресс-конференция с участием Андрея Борисова, авторов и  составителей книг о его творчестве и государственной деятельности была посвящена празднованию Дню Республики Саха (Якутия).

Адрей Борисов:

- Это не презентация книги, это один из поводов для встречи. Презентацию я сделаю отдельно, с приглашением всех авторов, героев, а это тысячи, тысячи людей. В основном это люди культуры и искусства, общественные деятели, политики, ну и презиенты республики и России. Ну и во многих странах мира я знаком с интересными людьми. Поэтому на книгу с удивлением смотрю и думаю что неужели это все было, есть и будет.

В трехтомное издание вошли избранные статьи разных авторов, материалы выступлений А.С. Борисова, опубликованные в СМИ, в сборниках, научных трудов  российских и международных конференций, симпозиумах, форумах, начиная с 1982 по 2017 годы, которые освещают путь Республики Саха (Якутия), ее новый образ, значение в мировом контексте и роль А.С. Борисова в ее строительстве.

За пределами этих трудов остались сотни не вошедших публикаций. Тем не менее структура и названия томов позволили скомпоновать, систематизировать избранное.Первый том серии вышел под названием «Андрей Борисов и Путь Саха театра», второй – «Андрей Борисов и Путь культуры Саха». Третий том получил название «Андрей Борисов и Путь Республики Саха».  Какая история стоит за всеми этими названиями? Почему в названиях томов неизменно фигурируют слова Путь и Саха? К слову Саха придается большее значение, чем просто этнониму, отсылая читателя к самим истокам, корням народа, заключающим в себя историю «до» и «после»...

Слово Путь вбирает в себя смыслы судьбы, предначертанности свыше и вместе со всем этим цель, ответственность. Метаистория этих двух слов предполагает не только грядущее, но и закодированную программу, путь развития. В них смутно угадывается судьба народа, образы его будущего. Разгадать коды, ключи которых дано пассионарным личностям, таким как Андрей Борисов.

0d7b04fd 3a87 4129 be31 0d89bf6ae530

Первая книга трехтомника посвящена становлению якутского драматического театра конца XX начала ХXI века, феномену личности Андрея Борисова, которая вывела театр на новый уровень развития, сделала его создателем мирового бренда - Саха театр.

Второй том охватывает четверть вековую деятельность его как руководителя министерства культуры и духовного развития РС(Я). Провозглашенная им как министром политика «Культура в становлении государственности» становится опорой новой республики. Республика Саха (Якутия) в сфере культуры, духовного формирования народа, государственной политики приходит к совершенно иному масштабу и уровню. Ни один из предшествовавших периодов истории не дает столь значительных перемен. В этот период происходит переориентация ценностей культуры, расстановка акцентов в пользу духовного возрождения наследия прошлого. На первый взгляд концепция, состоящая из простых артефактов «Хомус - Ысыах – Олонхо – Итэ5эл» начинает разворачиваться с огромной созидательной силой, вовлекая в свою орбиту и создавая всё новые и новые учреждения, инфраструктуры. От первой «Хомус» берут начало международный центр варганной музыки, музей Хомуса. Из истоков традиционной музыки рождается музыка классическая. Создается Высшая школа музыки, элитарное искусство, классика становятся ближе.  Происходит профессионализация наиболее характерных жанров фольклорного творчества народа саха. Обрядово-ритуальное действо календарного праздника встречи лета Ысыах, через театрализацию обретает свои истинные сакральные смыслы, тем самым становится явлением искусства.Начало XXI века для народа саха становится также временем обретения классического театра – Театра Олонхо. Роль личности готовой взять на себя ответственность за судьбы целого народа неоспорима и в становлении этого явления.

Основоположник Театра Олонхо Андрей Борисов выводит народ на завещанный Платоном Ойунским путь сохранения родного языка, культуры, эпического наследия, как выразителя мировоззрения, мировосприятия, мироустройства народа. Тем самым усиливается корневая основа народа, в которой угадывается исконная религия. Через Театр Олонхо как классический театр народ саха находит место на равных в контексте мировой культуры, не потеряв при этом своей идентичности, собственного звучания в полифоническом хоре мирового искусства.

Название третьего тома может показаться неожиданным лишь на первый взгляд. Ведь республика с латинского переводится не иначе как «общее дело». Тем самым Путь Республики есть путь народа, его общее дело. А любую эпоху отражает человек, творческие личности, определившие пути развития нации, в ком служение и миссия, созидание общего дела, ориентир на будущее. Люди, созидающие эпоху, определяют ее знаки и символы, дают им названия, которым дано остаться в истории и в памяти.

Все три книги объединяет единый Путь, в начале которого прослеживается рождение больших идей через искусство, в последствии вырастающих до мощных базовых явлений консолидирующих гражданское общество в современном глобализирующемся  мире.

В пресс-конференции приняли участие  Андрей Саввич Борисов, Афанасий Семенович Владимиров, руководитель Департамента внутренней политики РС(Я), народный артист РФ, Валентина Александровна Чусовская, кандидат философских наук, автор статей о творчестве Андрея Борисова и составитель книг, Олег Гаврильевич Сидоров, зав. кафедрой журналистики Филологического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, Член Союза журналистов России и НАММИ, главный редактор книги «Андрей Борисов и Путь Саха театра», Ефим Николаевич Степанов, заслуженный артист РФ, народный артист РС(Я), составитель, Руслан Игоревич Тараховский, главный режиссер Саха академического театра им. П.А. Ойунского.

Поделиться: