В рамках празднования 385-летия Жиганска в г. Якутске по ул. Кирова, 12 (здание Комдрагметалл, 2 этаж) с 5 сентября этого года была организована выставка по теме: "Арктика по линии выставочного зала НХМ, включившая уникальную и объемную подтему: "Жиганск: наследие, традиция, современность". 

Жиганский улус во втором зале также выставил швейные изделия из оленьей шерсти непосредственно полезных и поучительных в житейских потребностях и при бытовых нуждах.

В середине второго зала по обе стороны осевой линии паркетных полов рядом с опорными архитектурными столбами стоят две вертикальные и стройные стеклянные выстовочные этажерки. Они выглядят величаво как чистые ленские льдины Нижне-Ленского региона реки Лена.

На полочках этих этажерок искусно расположены всего 21 творческих скульптур лидера художников - косторезов мира Георгия Николаевича Родионова.

Родионов Г.Н. после окончания Якутского художественного училища г. Якутска десять лет проработал в самом Жиганске директором клуба. В течение тех времен впитал добрых дух древних эвенков, который стал для него духовным богатством душевности ко всему окружающему миру, вечной природе 67-й параллели и к художественному воссозданию эпоса якутского олоҥхо, и к изучению ископаемых недр Якутского края - к археологической науке и ко всем богатством цивилизованного человечества.

Мы втроем: олимпийский чемпион по вольной борьбе Роман Михайлович Дмитриев, Георгий Николаевич Родионов, и я, Николай Николаевич Корнилов считаемся друзьями с 2000-го года. Мы признаем число 21 весьма сакральным. Число (двадцать один) считалось числом "короны" магии". Поэтому молитвы, мантры, заклинательные формулы алгысов различных религий и эзотерических традиций требуют либо троекратного (21=3х7), либо семикратного повторения.

Исходя из священный науки чисел специально для интересующихся творчеством Г.Н.Родионова привожу список искусных изделий из бивня мамонта:

- Рельеф из Олонхо. 2014 (длиною около 70 см. - прим. Н.К.)

- Эбээ бэлэҕэ. 2017 ( длиною около 70 см. - прим. Н.К.)

- Якутский нож "Охота"

- Невеста. 1990; Львы 1991; Антарктида 2015; Скульптура, импровизирующая семью пингвинов: отца, мать и малюсенького пингвиненка, работа характерезует продолжение рода в суровых условиях Антарктиды.

- Медведь. 2001 (Бурый  медьведь за трапезой. Очень емкое, весьма содержательное и уникальное мастерство умелых рук и природного дара художника-костореза - прим. Н.К.)

- Боотур. 2015. Замечательная импровизация художника - мастера, показывающая стремительной галоп лошади якутского богатыря - боотура с луком в левой руке.

Его смуглое и воинственное лицо как бы от встречных ветров защищает буйная и густая грива верной лошади - спутника, в мире среди жизненных и природных бурь, различных стихий в борьбе за здоровье и долгое проживание человека на этой прекрасной Земле!

Резвый полет лошади в сочетании с естественно-правдивыми волнами гривы боевого коня, с правильной позой седока дышит полным доверием к объективности выполненной работы по резьбе из бивня мамонта.

- Лось. 2015. Это - чудо природы из животного мира. Автор Родионов исполнил его скульптуру с не меньшим величием. Обратите на вытянутость растущих зеленых трав между ногами лося. А еще более вытянутыми и вертикально стройными изображены длинные ноги лесного великана как они есть в самом деле. Глаз зрителя привлекают подлинно достоверные "лопатовидные" рога красы и гордости сибирской тайги Республики Саха (Якутия)!

- Духи Саха. 2001. Они составляют единую систему из семи фигур: Дух воды с серебристо-чешуйчатыми рыбами.

- Дух усадьбы человека со столбом Сэргэ, Дух гор срединной земли олоҥхо со спутниками камнями - валунами. Они еще раз напоминают нам о прошедшем ледниковом периоде по всему Земному шару... 

- Уучах. Оленевод. 2015; Якутская Ева. 2015. Ах, какая пластика в изображении скромной девушки! В позе, в образе, в характере еще совсем юной аборигенки. Весь лик, линии глаз и волос, наклон головы, изгиб и поза ее корпуса разработаны оригинально и мастерски. В этой скульптуре сконцентрировано совершенно четко и ясно стеснение девушки, словно невестки...

- Шаман-1, Шаман-2. 1995; Энштейн. 2015.

- Чурапчинский носорог. 2015 (длиною более 21 см. - прим. Н.К.)

Исследовав различные каталоги работ по мамонтовой кости со всего мира могу утвердительно сказать, что скульптура "Чурапчинский носорог" является раритетом косторезного искусства, который исполнен по всем правилам искусства.

nosoooo

Из археологии и биологии известно, что носороги бывают длиною тела в пределах 4 метра, весом до 3-х тонн. У "Чурапчинского носорога" по длине 1 метр 20 см. длины составляет длинный рог в мире.

Было же время, когда шерстистые носороги гуляли по якутской земле. Наличие архивных данных еще раз подтверждает, что Якутия когда-то была самой теплой страной на планете Земля. В Якутии найдено много скелетов головы шерстистого носорога и его рогов, растущих на переносище.

Художник-косторез отображая древний мир носорогов сделал связь времен седой старины с XXI-м веком, воплотив интуитивными чувствами естесвознания, стремлениями оживить чурапчинского носорога наяву через бивень мамонта. Г.Н. Родионов воспроизвел подлинное явление жизни в образе носорога и одновременно выражает свое понимание физиологии древнего животного, его величие, масштаб и гордость в своей силе.

- Рельеф из Олонхо. Работа размером более 70 см.

- Рельеф из Олонхо "Победа", 1990.

- Якутские шашки "Байанай".

Николай Корнилов - Сардаҥа

член Союза журналистов России

 

Поделиться: