Его имя связывают с евразийскими проектами в Якутии – Андрей Борисов, государственный советник республики, лауреат государственных премий СССР, России и Республики Саха, долгое время работавший министром культуры и духовного развития региона. 

Мы говорим с ним о том, что сегодня на Земле Олонхо созданы все предпосылки для евразийской интеграции, имеется база для активных экономических интеграционных процессов. Тем более, что, с подачи Главы Якутии Егора Борисова, заговорили об интеграции на межрегиональном уровне, поскольку наша большая страна Россия – это «Евразия в Евразии».

Наш разговор с Андреем Саввичем о евразийской интеграции «с якутским акцентом».

- Вы были, пожалуй, одним из первых в Якутии, кто не только заговорил об евразийской интеграции, но и начал воплощать ее в жизнь. С чего все началось?

- В самом Саха театре, где я начал работать после окончания института в 1982 году, заложена евразийская идея. С одной стороны, культура азиатского народа, с другой, - европейская русская театральная школа. Еще студентами ГИТИСа мы читали Лао-цзы, европейских философов-классиков, русских мыслителей и классиков евразийства.  

bas 3

- Воплощение евразийства в концентрированном виде – Ваш спектакль «Желанный голубой берег мой».

- Это один из последних спектаклей, удостоенных Госпремии СССР. По повести киргиза Чингиза Айтматова о нивхах, живущих на берегу Тихого океана, режиссер  - саха, сценография русского – Геннадия Сотникова, представлен спектакль к премии грузинами. Театральные критики как-то назвали меня русским европейцем с азиатским осадком на дне души.

petr okon

Фото Петра Оконешникова

- По марксизму, экономика - это базис, а политика, культура и искусство – надстройка. Сейчас есть разные точки зрения. Хотелось бы услышать Ваше мнение: насколько интеграционные культурные и интеграционные экономические  процессы в Евразии взаимосвязаны? Возьмем хотя бы миграционные процессы, ведь от того, как мигранты воспримут местные обычаи и культуру, во многом зависит  материальное положение их местных работодателей и их самих.

- Слово «экономика» с греческого – «искусство ведения домашнего хозяйства». А «хозяйство» ведут не роботы (все же пока не роботы), а люди.  А человек, прежде всего, -  существо духовное. На встрече министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главами регионов страны Егор Афанасьевич Борисов озвучил идею межрегиональной интеграции в евразийском пространстве. 

Поэтому наша республика предложила создать в Москве Евразийский культурный центр, и нас поддержали главы других регионов. А в Якутске создается Международный центр эпоса евразийских народов – начал работать проектный офис. Об этом мы поговорим подробно чуть далее.

Если говорить об экономической интеграции, надо отметить: чем дальше глобализируется мир, тем больше – как ни странно – разворачивается конфликт культур, цивилизаций, религий. Жизнь человека унифицируется, а в духовном плане возникает конфликт.

Поэтому, если мы будем мыслить только экономическими, политическими, геополитическими категориями, то придем к деинтеграции, деглобализации. Поэтому в «колеснице» евразийской интеграции должно быть два «колеса»: культурная и экономическая. А «лошадь» - это глобализм. Если экономика начнет «буксовать», то «колесница» не поедет, а если культуру уберут, то «колесница» упадет или будет крутиться на месте.

Летом этого года на круглом столе в Госдуме с участием нескольких комитетов парламента я озвучил идею «Духовного Транссиба». Ведь магистраль – как стальной хребет России и Евразии; исторически, духовно, политически она держит Россию, российскую государственность. Из космоса видны невооруженным взглядом два творения человека – Великая Китайская стена и Транссибирская магистраль.

Еще недавно было так – владеешь информацией, значит, владеешь миром. Теперь доступ к информации есть у каждого. На первый план выходят транспортные артерии – кто ими владеет, тот развивается. Также магистраль – это метафизическое пространство, наполненное духовной жизнью. На круглом столе в Госдуме России меня поддержали: это же проект!

Эта идея созвучна с максимой  «Один путь – один пояс». Что говорят о ней в Китае: это Великий шелковый путь с Северным морским путем, которые опоясывают Евразию. Кстати, на китайском языке «один» - ии, а на якутском ии – это «обод, пояс». Почему Транссибирская магистраль не может стать если не альтернативой Великому шелковому пути, то темой для партнерского диалога со странами Евразии?

yakut postpred

Фото предоставлено Постпредством РС (Я) при Президенте РФ

- Еще в прошлые века именно через Якутию шло освоение Приамурья, Приморья, северо-востока Арктики, Камчатки, Аляски и Русской Америки вплоть до Мексики. Благодаря чему Россия увеличила свои территории на треть, что коренным образом изменило геополитическую обстановку в мире. Якуты и другие коренные народы принимали участие в этих походах и открытиях. Мы видим, как культурная интеграция русских казаков и местных жителей стала основой для прирастания мощи Российского государства.  И теперь Якутия много значит, ведь большая часть Северного морского пути идет вдоль побережья нашей республики, могучая река Лена – мощная евразийская артерия, практически закончено строительство железной дороги до Нижнего Бестяха возле Якутска.

- Человеком движет не только материальный интерес, интерес к присоединению земель. Философ Иван Ильин говорил: культура развивается на путях таинственной целесообразности. В чем эта целесообразность? В Божьем промысле. Православие, которое сопровождало освоение всей Сибири, несло образование. И это было правильно. И это было выгодно всем, когда коренные народы получают образование, когда разные культуры проникают друг в друга.

Простой пример. В первой половине 18 века из Якутска в Ледовитый океан по Лене отправились два корабля – «Якутск» и «Иркутск» - составлять карту северных границ Российской империи. Первый в низовьях реки повернул налево, а второй направо - в сторону нынешнего Берингова пролива. На первом корабле под началом Василия Прончищева были якуты, и матросы выжили, потому что якуты научили их есть сырую рыбу. На борту второго судна якутов не было, и весь экипаж под командой Ласиниуса погиб от цинги. 

- Сегодня другие времена. Все земли давно открыты,  но может ли взаимопроникновение культур стать основой для экономического развития?

- Как я уже сказал, глобализация ведет к конфликту культур, и надо находить точки соприкосновения. Похожи ли, к примеру, культуры армян и якутов? У одних кодом культуры является музыкальный инструмент – дудук, у якутов – песнопение тойук. Казалось бы, ничего общего. Но культуры похожи эпосами! Эпос и есть фундамент, плато, соль множества культур. Если в Госдуме будет проект закона, который позволит заняться вопросами эпического наследия, то связь между евразийскими народами будет укрепляться.

yasia

Фото ЯСИА

- Действительно, человека пугает, прежде всего, непонятное в культуре, обычаях, религии другого народа. И, наоборот, легче общаться, когда знаешь лучше друг о друге. Как Международный центр эпоса евразийских народов, который начинают создавать в Якутии, и Евразийский культурный центр в Москве могут стать основой для экономической интеграции?

- Возьмем иностранца, который устраивается на работу в России, или россиянина, который хочет работать, например, в Казахстане,  им будет проще социализироваться, если они знают эпос страны, в которую приехали. 

Еще один простой пример. Я был инициатором идеи фестивали «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо», и уже третий фестиваль окупился – залы были переполнены, знакомство с культурой стран стало праздником для якутян, они платили за то, чтобы послушать дудук, грузинские песни, увидеть индийский театр и испанское фламенко.  

Если центры будут под эгидой ЮНЕСКО, то оттуда пойдет финансирование. Эти проекты призваны сохранять основу культур народов Евразии.

В марте этого года министр иностранных дел России Сергей Лавров поблагодарил главу Якутии Егора Борисова за новые инициативы в сфере евразийской интеграции. Якутия уже реализовала такие евразийские проекты, как спортивные игры «Дети Азии», «Северный форум». Новые инициативы республики в гуманитарной сфере способны укрепить ее роль «посла евразийской интеграции».

bas

Тогда Егор Борисов отметил, что во всем мире широко известен якутский национальный эпос Олонхо, признанный в 2005 году шедевром нематериальной культуры человечества. Исходя из этого, возникла идея строительства в Якутске Международного центра эпоса евразийских народов – славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других, на базе которого будет осуществляться деятельность по сохранению и развитию эпосов евразийских народов. 

Известно, что Центр эпоса построят к 2021 году в Якутске. Также Глава Якутии предложил создать в Москве Евразийский культурный центр. Работа ведется с Администрацией Президента России, Минкультуры России, Правительством Москвы. В адрес мэра Москвы Сергея Собянина направлено письмо от глав Татарстана, Хакассии, нашей республики, Алтая, Иркутской области и других регионов. Миссия Центра – создание нового культурного пространства в Евразии.

Что касается дальнейшего развития, то во всем мире большой удельный вес занимает креативная экономика. Центры должны быть оснащены новейшими технологиями, которые будут транслировать духовные и культурные ценности всему миру, а это уже экономика. Мысли, идеи – это уже деньги.

bas 2

- Аналитики в ЕАЭС считают, что евразийская экономическая интеграция выходит на новый уровень. Можно ли говорить о перезагрузке в нашей республике, в  России? Мне кажется, хороший базис для развития создан.

- Перезагрузка в том, что мы вступаем в эпоху многополярного мира. Создается новая глобализация с азиатским прищуром. В это время евразийская философия, евразийская интеграция может стать для России парусом. В свое время Петр Первый поднял Россию на дыбы, чтобы ее европеизировать. Сегодня настал момент, чтобы Дальний Восток, Транссиб поднять на дыбы, чтобы придать импульс развитию Российского государства.

Мария Христофорова

Поделиться: