Прииск «Ирелях» Мирнинского ГОК – это плавучие фабрики №№201, 202 (56 лет эксплуатации), и более модифицированная №203 (15 лет эксплуатации). Сложное это дело – начать промывочный сезон ранней весной. «Дрейф» «плавучих фабрик», обычно начинается в конце апреля. Здесь нужна не только досрочная готовность драг после зимнего ремонта. Необходима достаточная готовность котлована.

С наступлением теплых дней на дражном полигоне прииска «Ирелях» начнутся работы по подготовке работы драг для промывочного сезона 2018 года. Дражный полигон представляет собой сеть водохранилищ в районе впадения реки Ирелях в реку Оччугуй Ботуобия.

Первейшая задача – освобождение драг от ледового «плена». А лед сковывает плавучие фабрики крепко. Нынешняя зима выдалась стабильно морозной. К тому же влаги выпало в прошлом году предостаточно, а это определяется толщиной льда. Таким образом, считанные дни остались до начала промывочного сезона на прииске «Ирелях».

В течение всей зимы на драгах №201 и №203 проводился комплекс мероприятий, необходимых  для стабильной и бесперебойной работы алмазного флота на протяжении всего прошедшего промывочного сезона. Прииск, выполнивший ремонтные работы приступит к уборке льда. Лед, сковавший поверхность воды в котлованах, где плавучие обогатительные комплексы остановились на зимовку, бывает массивен.

Технология уборки льда не меняется десятилетиями. Сначала ледяной покров, толщина которого в отдельных местах достигает 1,5 метров, распиливают механической пилой на отдельные льдины. Затем рабочие подводят их баграми к заранее подготовленным взвозам. Крепят стальными тросами к бульдозеру, который и вытягивает многотонные ледяные глыбы на поверхность. Далее мощная техника перетаскивает лед к краю котлована. Очистка проводится путем нарезки льдов в огромные «кубари». В ходе работ используется несколько видов техники и оборудования, в том числе и импортные бензопилы.

Irelyakh2

Собственно, это – тяжелый физический труд, сопряженный с риском упасть в ледяную воду. Учитывая это, рабочие экипированы спасательными жилетами. И действия они выполняют синхронно, со знанием техники безопасности. В крышах кабин бульдозеров прорезаны специальные люки, через которые водитель сможет выбраться. Таким образом, учитывается тот форс-мажор, когда лед не выдержит веса тяжелой техники и бульдозер пойдет под воду.

Итак, драги, освобожденные от ледяных оков, снова отправятся в плаванье на поиски драгоценных кристаллов. «Страда» на иреляхских россыпях наглядно показывает, что легких сезонов не бывает. Эксплуатация драг обычно заканчивается в конце октября или начале ноябре. После этого драги встают на зимний ремонт. Прииск «Ирелях» является стабильным источником поступления алмазов.

Станислав Алексеев, город Мирный

Поделиться: