Основные причины подработки – желание занять свободное время и нехватка дохода для крупных покупок. В маленьких городах выше доля подрабатывающих ради удовлетворения ежедневных нужд, а москвичи и молодежь чаще копят на будущее без конкретной цели. Это показало совместное исследование Авито Работы и сервиса временных исполнителей GigAnt.
Зачем подрабатывают
Желание занять себя делом в свободное время стало основным мотиватором поиска подработки для 23% россиян. В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах таких респондентов – 21%. Наиболее характерно это для городов с населением от 500 тысяч до миллиона человек. Среди городов-миллионников данная причина особенно популярна в Уфе (36%) и Нижнем Новгороде (30%), тогда как в Москве и Санкт-Петербурге таких респондентов 25% и 23%, соответственно. При этом желающих занять подработкой свободное время из всех возрастных групп больше всего (26%) среди пенсионеров.
Крупные траты, такие как техника и путешествие, также мотивируют россиян находить подработку, сообщили 22% респондентов. В СФО и ДВФО 22% копит на эти нужды. При этом по России чем старше люди, тем чаще они подрабатывают ради крупных покупок. Также это чаще делают в городах с количеством населения от 100 000 до 500 000. Среди крупнейших городов чаще всего ради крупных покупок подрабатывают в Самаре и в Омске (31% и 35% местных респондентов, соответственно).
Среди причин подработки также присутствует нехватка основного дохода для ежедневных нужд (продукты питания, недорогие услуги – 16% по России). В СФО и ДВФО об этом заявили 15% респондентов. Наибольшая доля таких респондентов (18%) – в маленьких городах, где численность населения менее 100 000 человек, а среди городов-миллионников самый большой процент тех, кому не хватает зарплаты на повседневные траты – в Красноярске и Волгограде (также по 18%). В Москве заявили, что именно это является причиной для подработки, 15% опрошенных, а в Санкт-Петербурге – 13%.
Респонденты по всей России также отметили, что подрабатывают с целью облегчить кредитное бремя: из-за выплат по кредитам или ипотеке за подработки берутся 15% респондентов. При этом у женщин такая цель встречается чаще, чем у мужчин (16% против 13% соответственно). В СФО и ДВФО таких 19%. Наиболее активно за подработку ради выплаты кредитов берутся в Челябинске (такую цель указали 20% опрошенных жителей города), Новосибирска и Екатеринбурга (по 18%).
13% респондентов копят на будущее без конкретной цели, обращаясь к подработке, и 13% – в СФО и ДВФО. Причем к этому больше всех склонны москвичи (19%) и жители крупнейших городов-миллионников, таких как Ростов-на-Дону и Нижний Новгород, тогда как в малых городах процент подобных респондентов значительно снижается. Также молодые люди (18-34) копят без конкретной цели значительно чаще, чем люди старшего возраста – 22% против 7% в возрастной группе 55+.
Сезонность подработок россиян
74% опрошенных подрабатывают в любое время года, 17% – только летом, причем процент таковых выше среди мужчин и молодежи (20% и 38% соответственно). Это может объясняться популярностью требующих физической силы подработок в строительстве – пик таких работ как раз приходится на летнее время, а также каникулами у студентов. В СФО и ДВФО 75% респондентов подрабатывают в любое время года и 19% – летом.
В некоторых южных городах выше среднего процент тех, кто подрабатывает весной, например, в Волгограде (8% против средних по России 2%) или Воронеже (6%) – там актуален наем сезонных рабочих во время посевной кампании в сфере сельского хозяйства. А вот среди сибиряков чуть выше среднего доля подрабатывающих зимой (6% в Перми, по 5% в Омске и Новосибирске). Этому способствует в том числе популярность зимних видов спорта и возможность подрабатывать на спортивных объектах.
“У людей могут быть разные мотивы и предпосылки к поиску подработки, от нехватки средств до желания занять себя в свободное время, однако все они сталкиваются с похожими барьерами. Наиболее распространенные проблемы – находить подработку с удобным графиком на несколько часов в день, находить её быстро и предсказуемо, иметь гарантии выплат и возможность заранее планировать свой график. Различные платформы, которые организуют возможности подработки, сейчас больше нацелены на заказчиков и практически не отвечают потребностям людей. Наша задача — кардинально изменить ситуацию и дать исполнителям необходимое решение”, — отмечает Анна Ошарова, руководитель проекта Авито Подработка.
За последние полгода подрабатывали более половины опрошенных россиян (58%), и в СФО и ДВФО – 58%. При этом чаще всего это мужчины, молодежь (18-24 лет) и жители малых городов (менее 100 тыс. жителей).
“Подработка – уже не просто очередной тренд на рынке труда, она стала неотъемлемой частью жизни десятков миллионов россиян. Интерес к ней растет в первую очередь по экономическим причинам – денег системно не хватает, причем если в миллионниках их не хватает на улучшение условий жизни, то в маленьких городах – на жизнь в целом. Есть и другой запрос – мы видим, что, к примеру, пенсионеры выходят на подработку, чтобы вовлечься в общение и занять свободное время, а это также важный фактор качества жизни. Диджитализация позволяет вовлекать все больше россиян в различные форматы платформенной занятости – от фриланса на удаленке до перевозок или подработки в ближайшем магазине, их развитие стратегически важно для повышения качества жизни населения в целом”, — комментирует Денис Решанов, основатель и управляющий директор GigAnt, председатель кластера Gig-economy РАЭК.
26% россиян пришлось найти подработку из-за пандемии показало ранее совместное исследование Авито и сервиса part-time исполнителей GigAnt. 39% опрошенных подтвердили, что подрабатывают в настоящий момент, наиболее популярные сферы для подработки – маркетинг и реклама, а также линейные позиции в торговле. При этом, лишь 8% подрабатывающих респондентов зарегистрированы как самозанятые, а 64% вообще не планируют получать соответствующий статус.
В исследовании, которое проводилось методом онлайн-опроса, поучаствовали 10 000 респондентов старше 18 лет.