Проблема такси, как наиболее высокоаварийного вида транспорта на российских дорогах, является одной из самых насущных в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. Ввиду высокой аварийности данный вид транспорта является максимально убыточным для страховых компаний. По данным за 2020 года уровень страховых выплат при урегулировании убытков в ДТП с участием такси превысил 162%. Многие таксисты попросту ездят без ОСАГО, ставя под угрозу других автомобилистов, ведь в случае возникновения аварийной ситуации по вине машины без страхового полиса, пострадавшая сторона не сможет получить возмещение убытков.
По мнению заместителя генерального директора РЕСО-Гарантия Игоря Иванова, оценка и усовершенствование системы подготовки и допуска водителей такси к работе, а также снижение уровня аварийности – вопрос больше к законодателям и госрегулятору этой отрасли, агрегаторам такси и владельцам автопарков, специалистам в области подготовки водителей, нежели к страховым компаниям.
Представляется, что прежде всего нужно вводить более жесткий контроль допуска к управлению транспортным средством. Допускать к работе в такси только водителей с определённым стажем - причем подтвержденным, а не только на основании даты выдачи водительского удостоверения.
Возможно, таксисты должны регулярно сдавать какие-то тесты, подтверждающие их профпригодность, в том числе на знание города, где они ездят, и знание языка, если таксист приехал из другой страны. Также нужно регулярно тестировать водителей на знание ПДД. То есть человек, желающий работать таксистом, должен получить соответствующий сертификат, прежде чем сесть за руль такси и брать ответственность за пассажиров. Есть страны, где таксистам выдают лицензии. Впрочем, в эпоху Uber это требование может выглядеть архаичным.
Для парков юридических лиц необходима обязательная медицинская проверка водителя перед выездом и ограничение по времени нахождения за рулем. Если это частный таксист, то возможно стоит ввести требование к оборудованию транспортного средства тахографами или другими подобными устройствами и блокировать доступ к заказам по истечении определенного времени. Тут важную роль должны играть агрегаторы такси, которые работают с большим объемом данных.
Важно понимать, что если сами таксопарки не будут заинтересованы в снижении убыточности, то ситуация не поменяется. Опять же важную роль тут должны играть агрегаторы, которые пока выступают только в роли лидогенераторов, получая за это весомые комиссионные, которые оплачиваются из заработка таксистов. Из-за этого таксисты идут на значительные переработки и устают, что ведет к повышению аварийности.
Отдельно, вероятно, нужно решать вопросы на законодательном уровне, вводя какие-то ограничения по выплатам страхового возмещения, например, франшизу. Это может дополнительно стимулировать водителей к более аккуратному вождению и приведет к снижению выплат, а значит, уменьшению убыточности страхования такси для страховых компаний, и предупредит дальнейшее повышение стоимости полисов ОСАГО для таксистов. Нужен комплекс мер, но без повышения тарифов не обойтись.
Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24