Долгожитель кабинета министров республики переходит на новую должность. В далеком 2010 году 31-летний Семен Винокуров указом президента республики был назначен на должность министра транспорта, связи и информатизации РС(Я). В 2011-м уже новый президент Егор Борисов переназначил его министром транспорта и дорожного хозяйства РС(Я).

Мы встретились с Семеном Викторовичем в его кабинете, который он в скором времени покинет, перейдя на должность руководителя авиакомпании “Полярные авиалинии”.

  Семен Викторович Винокуров является заслуженным работником народного хозяйства РС(Я), почетным гражданином Кобяйского и Усть-Алданского районов, Малтанинского наслега Горного района, Ботулунского наслега Верхневилюйского района, Суола Морукского наслега Мегино-Кангаласского района, Кобяйского наслега Кобяйского района, Тюляхского наслега Усть-Алданского района.

 Транспортная доступность

- Я родился в одном из самых труднодоступных сел республики. Наше село находится в 150 километрах от районного центра и не имеет круглогодичного с ним сообщения. В детстве нам приходилось несколько десятков километров проходить пешком, чтобы добраться до районного центра. Иногда к нам прилетал Ан-2, либо плыли до соседней деревни на моторках. Вот этот детский опыт и стал для меня ориентиром в моей работе на должности министра транспорта. То есть основная цель, которую я поставил перед собой, –  транспортная доступность труднодоступных населенных пунктов нашей республики.

После развала Советского Союза доступность северных районов республики оказалась на критическом уровне. Закрывались аэропорты, происходил износ самолетов и вертолетов, которые являются основным транспортом на северах. В первую очередь мы начали работы по развитию аэропортов. Смогли убедить федеральный центр создать казенное предприятие "Аэропорты Севера" и тем самым сохранить инфраструктуру. Сейчас стоит задача войти в федеральную программу развития транспортной системы и добиться последующей реконструкции аэропортов. 

Была проведена большая работа по субсидированию социально значимых рейсов, что в разы увеличило пассажиропоток. Также благодаря поддержке республики муниципалитеты смогли приобрести вездеходы и речные суда для перевозки пассажиров и грузов. Например, в одном из крупнейших сел Арктики – Казачьем, было приобретено два катера, которые в настоящее время осуществляют перевозки по Яне. В общем за последние годы пассажиропоток речным транспортом вырос в два раза.

Когда я только пришел в министерство, стояла очень большая задача по стабилизации деятельности Ленского объединенного речного пароходства. Тогда наш флагман находился в тяжелом финансовом положении, постоянно не хватало средств на зарплату, топливо. Благодаря системному подходу, нам удалось поднять предприятие и сейчас идет работа по его дальнейшему развитию: строительству и модернизации флота. Отрадно, что создание высокотехнологичной верфи на базе Жатайского судоремонтного завода является приоритетом в формировании Северо-Якутской опорной зоны. Проект вошел в федеральную программу развития Арктики.

Очень большое внимание уделяется транспортной доступности в арктических районах. Большим достижением явилось то, что мы создали мощное казенное предприятие "Дороги Арктики" и за последние годы смогли стабилизировать завоз топлива и продуктов питания в поселения.  

Развивается авиакомпания «Якутия».

 Были сложности, связанные с дноуглубительной техникой. Сейчас для Ленского водного бассейна строится земснаряд для работы на баровых участках арктических рек, его прибытие в Якутию ожидается этой осенью.

 Дороги

 Добавлю, что есть положительные сдвиги в дорожном строительстве. Если раньше мы уделяли внимание только вопросам строительства и ремонта региональных дорог, то уже на протяжении нескольких лет начали строить сельские автомобильные дороги и в самых отдаленных населенных пунктах, чего не было даже в Советском Союзе.

 В этом году  доведем автодорогу "Амга" до райцентра Усть-Майского района. Не за горами завершение автодороги "Кобяй". Продолжается строительство автодороги "Абалах", и в ближайшие годы она обеспечит доступность к бальнеологической курортной местности в Мегино-Кангаласском улусе.

 Мы очень хорошо выстроили отношения с министерством транспорта Российской Федерации, федеральным агентством Росавтодор. Благодаря этому мы прошли серьезные паводки. Только в 2013 году из федерального бюджета нам возместили ущерб на сумму 1,3 миллиарда рублей. Кроме того, на федеральные дороги ежегодно выделяется по 20 миллиардов рублей.

- За период 2010-2017 гг. введено 453 км дорог. На них построено свыше 2 300 погонных метров мостов. Однозначно за последние восемь лет высокие темпы строительства и ремонта дорог позволили повысить транспортную мобильность и качество жизни населения Якутии. Так, если ранее из Якутска до Алдана можно было доехать за 12 часов, то после крупномасштабных работ по реконструкции и строительства автодороги «Лена» время в пути сокращено в два раза, а из Якутска до Нерюнгри с 16 часов до 10 часов.

По автодороге «Вилюй» до ввода в эксплуатацию крупных мостовых переходов и капитального ремонта от Якутска до Нюрбы нужно было ехать 18 часов, теперь же можно доехать за 12 часов. Также значительно сократилось время поездки до Бердигестяха и Верхневилюйска.

По автодороге «Колыма» ведутся работы по строительству и реконструкции опасных участков. И это также сказывается на мобильности населения. Например, на участке от Якутска до села Ытык-Кюель путь занимал 7 часов, а сейчас после капитального ремонта дороги время составляет 5 часов. В свое время проводился капитальный ремонт участка дороги между селами Уолба Таттинского района и Мегино-Алдан Томпонского района, и теперь время в пути из Якутска до Хандыги сократилось с 15 до 7 часов. До Усть-Неры раньше проезд по дороге был затруднителен и до поселка приходилось добираться на машине около суток, после реконструкции опасных участков – Желтого и Черного прижимов, можно доехать на авто за 15 часов. Из Хандыги до п. Усть-Неры теперь доезжают за 8 часов, а ведь сравнительно недавно поездка занимала 18 часов.

По республиканским и муниципальным дорогам тоже есть положительная динамика. Например, в этом году будет введена дорога из Амги до Усть-Маи. В 2020 году планируем завершить работы по дороге в село Кобяй, благодаря которой одноименный улус получит круглогодичное сообщение с федеральной трассой «Вилюй». И таких примеров по республике много.

Железная дорога

Не менее важная работа была проведена по строительству Амуро-Якутской магистрали. Работы начались еще в 1985 году. В этом году ожидается начало постоянной эксплуатации на участке Томмот-Нижний Бестях, что даст нам не только пассажирские поезда, но и снижение тарифов до среднероссийских. Такие тарифы уже действуют на линии Беркакит-Томмот.     

С введением этих тарифов у нас поменяется и схема завоза грузов, при которой все большее значение приобретает станция Нижний Бестях, где строится терминал и причалы. Этот логистический узел должен связать мостовой переход через Лену, где также сойдутся региональные и федеральные автодороги. Это - ключевой объект. Уверен, что проект будет реализован.

 Мост

- Ранее по мосту мы провели огромную работу с Минтрансом России и Росавтодором. Проект прошел конкурс, был объявлен победитель, но в силу известных причин он пока не реализован. Тем не менее, были отработаны вопросы трассировки, подготовки конкурсной документации, зарезервированы земельные участки. Я думаю, что эти наработки не останутся на полке. Важно сказать, что по итогам Международной конференции «Переход через Лену: Пути решения», проходившей на днях в Якутске, эксперты пришли к мнению - на первом этапе необходимо строительство автомобильного моста с учетом строительства опор под железнодорожные пути.

«Полярные авиалинии»

- Считаю, что "Полярные авиалинии" -  стратегическая транспортная компания, которая выполняет важную социальную функцию, выполняя пассажирские перевозки в самые отдаленные населенные пункты, оказывая экстренную помощь людям санавиацией. Поэтому у меня много планов по обновлению парка воздушных судов. Не секрет, что до 2022 года будут постепенно списаны 23 единицы вертолетной техники и 30 самолетов. Здесь назрела острая необходимость и, в принципе, мы уже заменили на Ми-8МТВ два вертолета, еще три машины прибудут в этом году. Считаю, что нужно акцентировать внимание и на легкой винтокрылой технике, например, типа "Ансат", чтобы оптимизировать затраты из государственного бюджета и в самом предприятии. Мы подписали соглашение по инициативе министерства по самолету "Байкал" ТВС- 2ДТС. У нас, действительно, большие планы по внедрению этого самолета. 

Самая больная тема - это замена старых Ан-24. Здесь необходимо принять более активную позицию по замене этого воздушного судна. Конечно, не менее важно работать с федеральным центром по скорейшей реконструкции наших аэродромов для приема современных типов самолетов, которые пополнят парк авиакомпании. Имеются проблемы из-за острой нехватки  летного состава, и требуется активно работать в этом направлении. Безусловно, главным приоритетом остается безопасность полетов.

Есть понимание того, что сегодня назрело развитие малой авиации, и мы заинтересованы, чтобы на федеральном уровне к ней упростили требования. Поэтому мы разработали концепцию развития малой авиации в рамках подпрограммы «Воздушный транспорт» государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)». Ее реализация в долгосрочной перспективе позволит добиться необходимых объемов авиаперевозок, а также уровня авиационной мобильности населения, который был достигнут в советское время. Напомню, что в 80-е годы авиацией Якутии по местному расписанию выполнялось свыше 78 тысяч рейсов. Каждый житель республики в год в среднем около трех раз пользовался услугами авиации. Для сравнения, в прошлом году выполнено лишь 13 тысяч рейсов на местных воздушных линиях.

Николай Кычкин.

Автор фото: ЯСИА. 

Источник: газета «Ваше право».

     

  

 

Поделиться: