Это, в первую очередь, связано с освоением Мунского месторождения алмазов. В октбяре в верховьях реки Муны начнётся промышленная добыча, пока робкими темпами работа идёт в карьере «Заполярный».
В 2017 году для обработки на обогатительной фабрике №12 удачнинского ГОКа с месторождения в целях апробации было вывезено 75 тысяч тонн руды. кстати, геологи дают очень хорошую оценку качеству руды. значит, если всё пойдёт по графику, работы ожидается много.
Ещё с 2016 года в верховьях Муны начали прорубать лес, чтобы проложить круглогодичную технологическую дорогу. Для этого в 2015-2016 гг. Мирнинское управление автомобильных дорог (МУАД) стал привлекать владельцев частных 25-тонных самосвалов. Но желающих оказалось немного. В первую очередь потому, что, например, в соседних Сунтарском и Нюрбинском улусах мало профессионалов – водителей большегрузов.
Построить круглогодично функционирующую технологическую дорогу от Удачного до Муны, оказывается, дело не простое. Ведь протяженность сей дороги – 170 километров. На обеспечение строительства было задействовано целых семь карьеров. Для перехода через пять речек проложили трубы большого диаметра. На выравнивание дорожного полотна бросили один автопоезд «Тонар» и шесть «Сканий».
Таким образом, силами двух предприятий компании «АЛРОСА» – МУАД и Управления капитального строительства (УКС) в 2017 году велось обустройство дороги и насыпка дорожной одежды. Параллельно строительству дороги полным ходом идет возведение вахтового поселка.
Стоит отметить, что на Муне горно-обогатительный комбинат строить не будут: это требует слишком много расходов, да и для окружающей среды это чревато последствиями. Вместо этого руду будут возить на фабрику №12 Удачнинского ГОКа на 95-тонных автопоездах «Скания» и «Вольво».
В последние годы в Удачнинском ГОКе провели эксперимент по выявлению наиболее подходящих для перевозки руды полуприцепов. Ведь чтобы организовать бесперебойную транспортировку руды из карьера «Заполярный», что на реке Муне, требуется немало техники. В итоге пришли к мнению, что в наших суровых северных условиях рессоры автопоезда «Скания» не всегда выдерживают.
Именно поэтому УГОК дополнительно закупил автопоезд «Тонар» российского производства. «Тонар» прошёл жёсткие испытания. Автопоезд снабжен шестицилиндровым двигателем американского производства «Каммингс» объемом 18,9 литров. За один рейс «Тонар» может перевозить до 130 тонн груза. Состоит автопоезд из тягача и двойного прицепа. Ширина 3 метра, длина – 28,5 метров. Но, по словам профессионалов, руль у этой техники слишком жесткий. Поэтому на узкой (12 метров ширины) дороге водителям приходится несладко. Тут еще надо учесть, что на дороге от Муны до Удачного имеется семь опасных мест с крутыми подъемами и спусками.
А вот 90-тонный «Вольво» намного легок в управлении, признаются водители, все у автопоезда сделано добротно.
Кстати, водители большегрузных автосамосвалов будут работать здесь вахтовым методом. Это говорит о том, что в этой сфере рынка труда происходят положительные изменения. Так что наши земляки – водители-якутяне – вполне могут попробовать себя на этом поприще. Чтобы стать водителем автопоезда, надо пройти двухмесячные курсы переподготовки в Удачном или Мирном.
Далее предлагаю ознакомиться с некоторыми вакансиями на Мунском участке (думаю, будет полезно тем, кто прошел специальную переподготовку):
- Водитель категории «С» и «Е»;
- Тракторист-машинист;
- Слесарь АВР (все разряды);
- Слесарь КИПиА (все категории);
- Слесарь-сантехник;
- Монтажник;
- Машинист экскаватора;
- Машинист бурового станка;
- Машинист бульдозера;
- Взрывник горных пород;
- Оператор очистных работ;
- Маркшейдер;
- Геолог;
- Токарь;
- Автомеханик;
- Электрик;
- Монтажник электрических сетей;
- Монтажник водотеплосетей;
- Повар;
- Рабочий на кухне;
- Охранник объектов;
- Пожарный
Список можно продолжить. Всего за 2018-2019 годы здесь появится 750 новых рабочих мест.
Так что советую, не откладывая в долгий ящик, с сегодняшнего дня начинать сбор информации и получать консультации.
Надо бороться за рабочие места. Приведу простой пример. Местная молодежь не сильно спешит трудоустроиться на Накынском месторождении. Что в итоге? Высокооплачиваемые рабочие места достались не только жителям других регионов, но и гражданам других стран. В данное время доля местного населения в полуторатысячном коллективе Нюрбинского ГОКа составляет мизерный процент.
Мунский алмазодобывающий участок – не такой опасный объект, как шахта. Каждый, кто соблюдает правила безопасности на производстве, может спокойно здесь работать.
Надо только уяснить себе, что в Удачном настали времена, когда рабочие руки будут нарасхват. В 170 километрах к северо-востоку от Удачного строится промышленный участок, рассчитанный на добычу 3 млн тонн руды в год. Отмечу, что план на 2018 год – 300 тысяч тонн. Но это только начало.
На развитие Мунского участка планируется привлечение средств не только самой компании «АЛРОСА», но и федерального Фонда развития Дальнего Востока в размере 8,5 млрд рублей. По расчетам специалистов, алмазов на верховьях реки Муны хватит на 25 лет.
В скором времени будут готовы три больших арктических дома-модуля, где за одну вахтовую смену можно разместить 350 человек. Строятся котельная, баня с сауной, водоочистные сооружения.
Как видите, в Удачном появляются перспективные рабочие места. Поэтому молодежь Якутии, если есть желание работать и повысить свое благосостояние, должна серьезно подумать. Единственный минус – нет такого количества профессионалов, с такими категориями.
В ближайшие месяцы на Мунском участке снова и снова появятся рабочие места. Но, боюсь, новые вакансии будут недолго. Искренне надеюсь, что наша молодежь заинтересуется алмазной Муной.
Станислав АЛЕКСЕЕВ, город Мирный
На фото Славы Gelio Степанова: на шахте рудника «Интернациональный»