Такое предложение сделал заместитель директора по информатизации Президентского физико-математического лицея № 239 Денис Ушаков в рамках совещания федерального проекта «Единой России» «Цифровая Россия» по вопросам повышения качества преподавания информатики в российских школах.

Чтобы вырастить достойных ИТ-специалистов, необходимо научить подростков писать большие и хорошо структурированные программы за установленный отрезок времени. Для реализации этой идеи необходима разработка механизма стимулирования учителей, преподающих информатику, а также привлечение в школы практикующих ИТ-специалистов.

В связи с тем, что российская ИТ-отрасль испытывает «кадровый голод», а большинство направлений экономики страны нуждаются в программном обеспечении и радиоэлектронной продукции отечественного производства, правительство, Совет Федерации и Государственная дума Российской Федерации формируют пакеты срочных мер, необходимых для поддержки ИТ-отрасли и восполнения дефицита профильных специалистов.

Денис Ушаков, заместитель директора по информатизации Президентского физико-математического лицея № 239, который является экспериментальной базой-лабораторией стандартов обучения физике, математике и информатике в Санкт-Петербурге, заметил, что среди поступающих в лицей мало кто владеет хотя бы азами программирования. По его словам, большинство школьников не умеет даже организовывать рабочее пространство в своем личном компьютере. «Однако мотивированность учеников в получении ИТ-специальностей крайне велика. Поэтому необходимо сделать программирование отдельным учебным предметом, который займет в общей сложности 100 часов. Только такое обучение позволит получить доскональное знание предмета. Оценка по итогам прохождения такого курса должна войти в аттестат», - сказал Денис Ушаков.

Денис Ушаков убежден, что самый эффективный способ для обучения программированию – запуск автоматической системы проверки программ. Для этого необходимо создать новый общероссийский цифровой ресурс, а также изменить формат образовательной программы для введения нового предмета и ориентироваться на написание больших программ и участие учеников в проектной деятельности вместе с практикующими ИТ-специалистами. В отличие от схемы обучения в рамках олимпиадного программирования, которое широко и достаточно эффективно используется в программе уроков информатики и учит за 10-30 минут писать небольшие программы специфической направленности, предлагаемый формат уроков программирования направлен на профессиональную подготовку, в рамках которой ученики будут готовить полноценные программы широкого профиля за несколько дней.

Координатор проекта «Цифровая Россия», один из основателей Цифровой долины Прикамья Антон Немкин поддержал предложение заместителя руководителя одного из главных российских лицеев. Он отметил, что предложение по введению программирования как отдельного учебного курса в школьную программу будет проработано с Министерством просвещения РФ, а затем, возможно, интегрировано в один из пакетов поправок в осеннюю сессию Госдумы РФ. В проработке этого вопроса также могут принять участие АНО «Цифровая экономика» и Университет «Иннополис». Антон Немкин напомнил, что в июне 2022 года в ходе проведения Петербургского международного экономического форума глава Минцифры России Максут Шадаев также предложил ввести программирование в курс основного общего образования.

Напомним, что в 2021 году количество ИТ-специалистов в России составляло, по экспертным оценкам, 1 млн 700 тысяч человек. В 2022 году таких специалистов стало больше, но экономике даже на сегодняшний день нужно еще не менее миллиона работников ИТ. С учетом прогнозируемого роста ИТ-индустрии этот показатель будет только увеличиваться. Для этого в рамках созданного в мае 2022 года федерального проекта «Единой России» «Цифровая Россия» выделено отдельное направление «Учим цифре». Помимо сокращения дисбаланса между условиями труда педагогов и программистов «Единая Россия» предлагает реализовать комплекс мер по повышению эффективности образовательного процесса на уроках информатики и по развитию цифровых компетенций у учителей и школьников.

Антон Немкин, депутат Государственной Думы и координатор партийного проекта, сообщил, что стратегическая задача «Цифровой России» сделать так, чтобы работать учителем информатики было так же престижно, как и программистом. По мнению парламентария, учителя информатики должны получать меры поддержки наравне с ИТ-специалистами.

«Я считаю, что педагоги, ученики которых достигают высоких результатов по ЕГЭ и на всероссийских олимпиадах, должны получать не меньше, чем получают успешные ИТ-специалисты. И неважно, в какой школе они преподают, – в престижном столичном лицее или в обычной сельской школе. Решением этой задачи мы и займемся», – добавил Антон Немкин.

Единороссы, кроме того, предлагают снять барьеры для программистов, которые хотят преподавать в школах, а также стимулировать таких специалистов и компании, в которых они работают. Еще одно предложение – привлекать к работе со школьниками студентов по ИТ-специальностям.

Кроме того, партия планирует организовать в регионах работу «цифровых» волонтеров, которые будут помогать учителям и школьникам в освоении информационных технологий.

Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина

Поделиться: