Российская тайга – это такой же ресурс, как нефть, газ, драгоценные металлы или ювелирные камни. Но в отличие от указанных, лес – это целая экосистема, где растут различные растения, обитают животные, причем подчас исчезающие виды. Конечно, это все относится к восстановимым ресурсам, но сколько понадобится десятилетий, чтобы сгоревший дотла лес восстановился?

Если вспомнить школьные уроки биологии, то становится понятно, что десятилетиями тут не обойтись, счет пойдет на столетия. На месте сгоревшего хвойного леса в первую очередь появятся солнцелюбивые породы, и только спустя пройденное время, равное пенсионному возрасту в России, в подстилке березовой рощи появятся зачатки будущего хвойного леса. (Уже не реликтового, формировавшегося тысячелетиями). Теневыносливые хвойные породы деревьев, сдерживая все новое и новое воздействие, начнет прорастать, появится сопутствующая ему растительность нижнего яруса леса. Пройдет вечность, но увидав падение миллионов гектаров леса, мы не увидим, как он снова обретет стойкость и полноправно займет свои места. Нанесен огромный ущерб лесному фонду, дым от пожаров которого добрался до Северной Америки, а пройденная огнем территория превышает размеры нескольких десятков малых государств.

И если говорить о лесе, как ресурсе, то возникает резонный вопрос об ответственности. Когда граждане своей страны ловят рыбу или охотятся без лицензии, им положен штраф за отсутствие разрешения или нанесенный ущерб. В Правительстве уже не первый год всерьез рассматривается вопрос регулирования, то бишь контролирования и ограничения сбора дикоросов. «Тихая охота» скоро может быть также лицензирована и подвергаться налогообложения. Из области фантастики? Да нет, серьезные дяди в различных органах власти принимают только серьезные решения. Пока что они от этого открещиваются, да и есть закон, позволяющий свободно собирать дикоросы: «Граждане РФ имеют право бесплатно осуществлять заготовку дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, иных пригодных в пищу лесных ресурсов» (ст. 11 Лесного кодекса России). Но на огромной территории нанесен внушительных размером урон. Когда речь идет о незаконной добыче полезных ископаемых (ресурсов) – это нарушения закона, ведь недра принадлежат государству. По этой же логике лес также принадлежит государству, и кто-то за бездействие или даже противодействие должен отвечать за сгоревшие территории. Тот, в чьих полномочиях это находится.

Дождь помог, военные беспомощны

По данным на 5 августа на территории Якутии в 20 районах действуют лесные пожары на 919,7 тыс. га (0,3 % от площади земель лесного фонда). В зоне контроля лесных пожаров за прошедшие сутки осадками потушено 26 пожаров, площадь, пройденная огнем, которых составляет 313,3 тыс. га.

Сегодня в республике ведутся работы по тушению 12 лесных пожаров, действующих на территории 8 муниципальных образований (Алданского, Верхоянского, Мегино-Кангаласского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Олекминского, Сунтарского, Усть-Алданского). Из них локализовано 3 пожара на территории 3-х районов: Алданского, Мегино-Кангаласского и Нюрбинского на общей площади 344 га. На тушении пожаров всего задействовано 630 человек и 56 единиц техники. За прошедшие сутки ликвидировано 6 лесных пожаров на площади 590, 5 га на территории 6 муниципальных районов (Алданский, Вилюйский, Нюрбинский, Сунтарский, Усть-Алданский, Хангаласский). К исходу дня планируется локализация пожара 7-А на площади 155 га, расположенного на территории Усть-Алданского района.

По данным ФГБУ «ЯУГМС», чрезвычайно высокий V класс сохраняется на востоке Алданского района, высокий IV класс сохраняется в Ленском, Олекминском, Жиганском районах и на юге Томпонского улуса. Благодаря прошедшим дождям в г. Якутске и его окрестностях, Хангаласском, Намском, Мегино-Кангаласском, Горном, Чурапчинском, Усть-Алданском, Амгинском, Сунтарском, Кобяйском и Нюрбинском районах класс пожарной опасности снизился до I класса. В других улусах класс пожароопасности не выше 3-го.

На территории республики сегодня работают 2 воздушных судна Ми-8 с водосливными устройствами емкостью 5м3 Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России и 2 самолета-амфибии Бе-200ЧС.

Кроме того, 1 августа т.г. на территорию республики прибыли 40 сотрудников Камчатского спасательного центра МЧС России, которые оперативно направлены в Усть-Алданский район для тушения лесных пожаров. Также 2 августа прибыли еще 40 сотрудников ФГКУ «Специализированная пожарно-спасательная часть ФПС по Камчатскому краю» которые направлены в Нюрбинский район.

Ждать нельзя тушить

NikolaevLenskPojary

В ходе рабочей поездки в Ленский район Айсен Николаев сообщил, что на 5 августа в Ленском районе зарегистрировано 14 пожаров на 40 тыс га в зоне контроля. По словам Главы Якутии, в ближайшее время на их тушение будут переброшены силы МЧС и Лесоохраны.

«В Западную Якутию переброшена достаточно серьезная группировка сил МЧС и нашей Лесоохраны, которая сегодня базируется в Мирном. Дал поручение, чтобы они обратили внимание на пожар рядом с поселком Пеледуй. Угрозы населённому пункту нет, так как очаг находится на сопке, на другом берегу реки. На мой взгляд, можно использовать самолеёт Бе-200, чтобы сбить этот пожар. Меры по тушению других пожаров тоже будут приняты», - сказал Айсен Николаев.

Глава республики добавил, что работа по тушению лесных пожаров с помощью самолёта Бе-200 и вертолёта Ми-8 сегодня успешно проводится в Нюрбинском и Сунтарском улусах. Однако, добавил он, в Западной Якутии наблюдается высокий уровень задымленности.

«Задымленность достаточно высокая во многом из-за пожаров в Красноярском крае и Иркутской области. Но и там работа группировок Министерства обороны и больших самолетов Ил-76 дает результаты. И мы надеемся, что в скором времени задымленности не будет», - заключил Глава Якутии.

Сгорело 2,8 млрд рублей

Подключенные к тушению пожаров военные, обещавшие устаканить сложившуюся ситуацию пять дней, по всей видимости, слабо рассчитали свои силы и в указанный срок итогового результата не добились. Необходимо признать, облегчил ситуацию дождь. Возможно, вызванный. Хоть в августе проливной дождь и не редкость, но эта версия всплывала в различных обсуждениях.

«Легким» России – сибирским лесам пришлось этим летом не легко, несмотря на то, что в официальных сводках говорится о том, что нанесенный ущерб равен менее 1% всего лесного фонда.

Ранее Счетная палата оценила ущерб от лесных пожаров за январь-июль в 2,4 млрд руб. За это время в стране произошло более 7600 пожаров, посчитали аудиторы. Куда не шло, ведь ЦБ всего за каких-то 2 дня потерял 2,8 млрд долларов на юанях (по сути целый годовой бюджет Якутии), а в январе текущего года 5 млрд. долларов.

Подготовил Андрей ШИЛОВ

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться: