Компания «Смарт Юнит» была основана в Якутске в 2012 году. Сначала они занимались облачными технологиями и предоставлением хостинга. За этот период они успели стать одними из лидеров на рынке в области облачных технологий и начали заниматься разработкой сайтов. Сегодня за их спиной более 500 проектов. Впрочем, они давно перестали вести счет.

Ее основатели Артем Петухов, Михаил Онопин и Виталий Дмитроченко (ныне переехавший в Краснодар, где сейчас занимается альтернативной энергетикой). Работа компании «Смарт Юнит» началась с хостинга.

- Это было в 2010 году. Начиналось все, как у многих – собрали какое-то «железо», пару шкафов и попросились в аренду к друзьям – маленький закуток метр на метр. Первоначально мы хотели создать инновационный облачный механизм, который бы был дешевым, простым и удобным в обслуживании. Мы надеялись найти какие-то инвестиции, но единственное, что нам удалось получить – небольшой грант по линии мэрии на возмещение расходов. Поэтому мы переключились на более простой проект – хостинг интернет-сайтов. Но клиентов было немного. Уж было хотели достать лопату и закопать проект. Но в 2012 году мы переехали в Технопарк «Якутия» и начали там раскручиваться. Построили там мини ЦОД (центр обработки данных). Там у нас и пошли первые крупные клиенты, которых стали получать благодаря «Технопарку». Плюс нам на условиях взаимозачета Анатолий Семенов предоставил производственное помещение взамен на услуги по обслуживанию каналов связи. Вот не будь всего этого, кто знает, чем бы мы занимались сегодня. Собственно, с этого момента и началась история «Смарт Юнит».

- Я помню, что ряд резидентов дополнительно тогда делали сайты, в том числе и вы?

- В нашем случае переход к сайтостроению был обусловлен стремлением расширить бизнес. Хостинг плохо продавался, поэтому мы думали так: если будет больше сайтов, то и услуги хостинга будут более востребованы. Конечно, немного наивно было. Поначалу сайты у нас были кривые и косые, но потом мы нашли нужного специалиста и поставили услугу на должный уровень.

Сайтостроение развивалось постепенно, за счет чего все-таки и выживал хостинг. Заказы, как на хостинг, так и сайтостроение, поступают со всей России – Владивостока, Уссурийска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы. Но о масштабировании речи не шло – рынок этих услуг пока остается узким и не самым высокооплачиваемым. Но сайты и хостинг позволяли нам работать дальше. О больших заказах и не было речи.

Но вместе с тем мы изучали рынок. Примерно в это время родилась идея о работе над системой автоматизации – это документооборот, облачные технологии, управление продажами и проектами CRM, анализ. Идея проекта была в умах у ребят изначально, но для выхода на этот рынок были нужны средства.

Автоматизация предприятий позволяет автоматизировать разные процессы в бизнесе. Например, мы делали проект СRM для ювелирной сети «ЭПЛ Даймонд». Разработали им систему, которая позволяет формировать заказы с магазинов, которые у них раскиданы по России и миру, и формировать конкретный заказ на производство. Формирование заказа ювелирного изделия через единую сеть – сложный процесс. Здесь требуется учитывать пробу золота, материала, сколько должно быть камней, какие именно камни, с какой огранкой и так далее. Поэтому необходима система автоматизации процесса».

- Вы сказали, что заказы шли из-за пределов республики. Это прямое доказательство тому, что в этой сфере располагаться можно где угодно?

- Да. Основной рынок клиентов лежит за пределами республики, но удаленная работа для айтишника не проблема. В последнее время крупные московские и даже зарубежные фирмы делают заказы в российских регионах, в том числе в Якутии. Это касается как сайтостроения, так и хостинга и разработки софта. Причина проста – регионалы выигрывают за счет конкурентной цены и, судя по всему, за счет должного уровня качества услуг. В центре таковые услуги весьма дорогие, а разницы может вовсе не быть. И так мы стали работать над проектами для крупных московских заказчиков. Это говорит о том, что региональные айтишники, в том числе якутские, вполне конкурентоспособны.

Специалисты на самом деле есть – правда, в последнее время многие уезжают из Якутии в центральные регионы России. Хотя выйти на российский рынок сидя здесь сложно, но все же возможно. Вот на мировой рынок выйти гораздо сложнее. И дело не только и не столько в профессионализме. Вообще, чтобы получить крупный заказ, нужно сделать кипу маленьких и в убыток. Тогда появляется портфолио, и на тебя уже смотрят как на серьезную компанию. Сегодня мы уверены в своей квалификации и можем взяться за любой проект. Когда те же московские заказчики смотрят на московские конторы и, например, на нас, сравнивают уровень технологий и цены – мы в себе уверены. По цене и качеству мы сейчас, в принципе, конкурентоспособны.

Заказы из-за рубежа были. Но чтобы выйти на этот рынок нужно много денег на продвижение. Чем серьезнее рынок, тем больше требуется инвестиций.

- Начиная бизнес «в гараже» сложно найти инвестиции, а как с этим обстоят дела сегодня?

- Когда мы обращаемся в банк за кредитом, нам говорят – давайте в залог недвижимость. А мы говорим – мы айтишники, у нас нет недвижимости, но у нас есть интеллектуальная собственность. Но интеллектуальная собственность в России ничего не стоит. Чтобы получить деньги, например, в том же Фонде поддержки предпринимательства, нужно заложить транспорт или даже квартиру. Но и даже при хорошем плане – это не гарантия результата, заемные средства могут попросту не поступить сразу. В венчурной компании нам выдвинули условие «30 на 70». Мы хотели взять 10 млн, но для этого нужно было вложить свои 3 млн. При этом, это кредит по довольно высоким процентам. Или вот еще: для получения средств требуется залоговое обеспечение в размере 100 процентов от суммы займа. То есть хочешь взять 40 миллионов — должен вложить недвижимость на 40 миллионов. А если такой недвижимости нет? С венчурными инвестициями тут нет ничего общего. Понятно, что они не хотят рисковать, но так крайне сложно вырастить айти-единорога.

- То есть отсутствие серьезных инвестиций – преграда в появлении крупных компаний?

- Одна из главных проблем IT кроется в отсутствии понимания, что такое IT-отрасль вообще. Это серьезная проблема. У нас привыкли вкладывать инвестиции в то, что можно потрогать, пощупать, увидеть. IT-отрасль остается во многом чем-то абстрактным. Люди не понимают, что такое, к примеру, облачные технологии. Решение проблемы может быть в том, чтобы привлекать сторонних экспертов, способных дать оценку тому или иному проекту. Их необязательно сюда везти – можно работать с ними дистанционно. И, возможно, мы к этому придем. Пока тенденция к этому есть.

В общем, «IT-отрасль – инвестиции» в Якутии пока не работает. А те небольшие средства, что сегодня выделяются, не позволяют проектам масштабироваться.

- Но вы ведь с той небольшой поддержкой, и по сути не финансовой, как-то работаете и по сей день.

- Мы не унываем, а продолжаем работать, без всякой господдержки, выходим на российские рынки. Мы уверены в своих силах и идем к четко поставленной цели. Другое дело, сколько на это потребуется времени.

Взять, например, IT-парк – очень нужный проект. Однако, нужен специальный фонд поддержки IT-проектов, с прозрачными и приемлемыми условиями. Иначе рост IT-отрасли будет иметь определенный потолок, и скачков не будет.

- Финансы – одна из проблем отрасли. Какие еще на ваш взгляд являются основополагающими, препятствующими развитию отрасли?

- В IT-бизнесе есть три составляющих: кадры, деньги и инфраструктура. Кадры в Якутии более-менее есть, хотя многие, конечно, уезжают. Инфраструктура сегодня тоже появилась, есть более-менее дешевый и быстрый интернет. Не хватает третьего и самого важного – заемных денег на выгодных условиях. В это мы будем опираться, пока вопрос не решится.

Однако сами айтишники считают, что шаг за шагом и со скрипом, но отрасль развивается в лучшую сторону. И главный из положительных моментов – это то, что ребята трудятся, любят свое дело и двигаются к поставленной цели. И таких ребят все больше. А вот когда их цели и задачи поймут и наконец поддержат в нужном направлении – тогда и можно будет говорить о якутском IT-прорыве. Тогда и возможен будет скачок. Появление на свет IT-единорога – это не заранее спланированный процесс, а череда событый, порой непрогнозируемых.

Сегодня у Якутии есть и Технопарк, и IT-парк, и ТОСЭРы, и региональные инвестиционные проекты, и бизнес-инкубаторы, и венчурная компания, и корпорация развития, и кластерные центры и прочее-прочее. Как это отмечал Айсен Николаев, мы создали систему, которая развивает саму себя. И мы уже к чему-то приближаемся, ведь с каждым разом, о якутских IT-компаниях начинают говорить не только в самой Якутии.

Источник: сетевое издание Yakutia24/Якутия24

Поделиться: