Региональный этап Open Innovations Startup Tour пройдет в Якутске 5-6 марта. Стартаперы из Якутии и всех регионов Дальнего Востока представят экспертам и инвесторам свои инновационные проекты. Мы узнали у вице-президента по международному и региональному развитию Фонда «Сколково» Юрия Сапрыкина, как организаторы Стартап Тура взаимодействуют с регионами и как выглядит среднестатистический российский стартапер.

В Якутске Стартап Тур «Открытые инновации» пройдет уже в третий раз. Вы как-то поддерживаете коммуникацию с регионами в периоды между турами?

- С регионами, в которых есть операторы «Сколково», мы ежедневно работаем вместе. Мы постоянно общаемся с управляющими компаниями региональных технопарков и стремится сделать так, чтобы они смотрели на мир, на работу с проектами так же, как и мы. Региональные операторы появляются, потому что «Сколково» проводит программу регионального развития. Это системная инициатива, в рамках которой мы тесно сотрудничаем с компаниями-резидентами местных технопарков.

С регионами, в которых у нас региональных операторов пока нет, отношения строятся немного иначе. Там мы в основном работаем над коммерциализацией разработок резидентов «Сколково» – компаний, которые имеют опыт продаж на региональных рынках. Наша главная задача – помочь таким проектам расширять географию продаж и находить новые рынки сбыта. В этом направлении мы сотрудничаем с руководством регионов – с губернаторами, министерствами, ведомствами.

В этом году Стартап Тур проходит в десяти очень разных регионах. Региональная специфика как-то учитывается при подготовке программы?

- Конечно. Возьмем, к примеру, Красноярск и Краснодар. Эти регионы отличаются друг от друга отраслевыми приоритетами, спецификой региональной экономики. Для Краснодарского края в первую очередь важны сельское хозяйство и туризм. А для Красноярского края более значимы вопросы работы индустриальных компаний, вопросы машиностроения и космической промышленности. Региональная отраслевая специфика определяет программу обучения, выбор экспертов и менторов для Стартап Тура. Экспертам в области сельского хозяйства в этом отношении оказывается ближе юг России, чем Сибирь. Хотя и в Сибири сельское хозяйство динамично развивается.

А участники Стартап Тура из разных регионов сильно отличаются друг от друга? Есть между ними какие-то психологические отличия?

- Какие-то региональные ментальные особенности, конечно, присутствуют. Люди с Дальнего Востока отличаются от людей из Западной Сибири или с Кавказа. Но все-таки в большей степени различия между стартаперами из разных городов продиктованы отраслевыми особенностями их регионов. Вот, например, в Новосибирске есть Академгородок – прекрасное большое советское наследие. На одной территории сосредоточено много академических институтов. Конечно, компании, вырастающие из этой среды, отличаются от компаний, которые вырастают из среды сельского хозяйства в Ставропольском крае. Просто потому что отраслевая специфика разная.

Как выглядит средний стартапер в российском регионе? Сколько ему лет, какое у него образование, какими компетенциями он обладает?

- Вообще мне не нравится рассуждать о средних показателях. Это, знаете, как средняя температура по больнице: у кого-то 40, кто-то уже остыл, а в среднем выходит 36,6. Наверное, средний возраст стартапера – от 25 до 35 лет, хотя есть и коллективы, более умудренные опытом. Конечно, большинство российских стартаперов имеют хорошее высшее образование. У многих академические корни. У части стартаперов уже есть какой-то опыт в бизнесе, и они понимают, как организовать бизнес-процессы, как ими управлять. Это, кстати, очень важно. И опыт в бизнесе – именно то, чего не хватает российским стартаперам по сравнению с их коллегами из других стран. У нас много молодых коллективов, которые вышли из академической среды, но мало таких, которые успели поучиться на собственных ошибках в бизнесе. Бизнес-опыт – то, что сегодня очень востребовано. Мы видим это по вопросам, которые задают участники на менторских сессиях Стартап Тура.

Дмитрий ИВАНОВ

Поделиться: