О том, с какими результатами компания завершает год, чего ждет от будущего, планирует ли восстанавливать рудник «Мир» и боится ли синтетики, в интервью «Якутия24» рассказал генеральный директор компании Сергей Иванов.

Самое время подводить итоги года, и первый – очевидный – вопрос: с какими результатами АЛРОСА заканчивает 2018 год? Все ли из задуманного удалось осуществить?

- Результаты года очень хорошие. Они выше ожиданий, выше планов, которые закладывались в конце прошлого года.

Объем добычи составит 36,6 или 36,7 млн карат. Компании пришлось достаточно напряженно работать, чтобы выйти на этот показатель, ряду горно-обогатительных комбинатов пришлось серьезно перестроить работу, чтобы выполнить планы по алмазодобыче.

По продажам ситуация лучше. Мы смогли реализовать около 38 млн карат, то есть больше, чем добыли в этом году. Это подтверждает правильность нашей стратегии, согласно которой компания должна повышать скорость оборачиваемости алмазного сырья и в хорошие годы иметь возможность продавать больше за счет накопленных стоков. А если ситуация на рынке не очень благоприятная с точки зрения цен – то иметь возможность придерживать готовое сырье до лучших времен.

InterviewIvanov 2019 2

В этом году ситуация на рынке была благоприятной?

- В этом плане 2018 год был достаточно хорошим. Особенно первые девять месяцев - был аномально высокий спрос на алмазы практически всех категорий. В IV квартале спрос несколько упал, что связано с сезонностью, а также тарифными «войнами» между США, Китаем, Индией. Но мы ожидаем, что спрос с января начнет восстанавливаться, и что следующий год в целом должен быть достаточно стабильным.

Мы со своей стороны на следующий год ожидаем роста алмазодобычи, планируем добыть около 38 млн карат, что почти на 1,5 млн карат больше, чем в нынешнем году.

InterviewIvanov 2019 3

Вам поможет в этом Верхне-Мунское месторождение? Как мы понимаем, оно было введено как раз, чтобы компенсировать выпадающие объемы «Мира»?

- В том числе Верхне-Мунское, которое на проектной мощности будет добывать порядка 1,8 млн карат в год. Его запуск стал одним из важнейших событий 2018 года. Была проделана огромная работа по строительству – за это хочу поблагодарить руководство производственных служб, аппарата управления компаний, который находится в Мирном, и руководство Удачнинского ГОКа, Александра Федоровича Махрачева лично.

Верхне-Мунское – уникальный проект. Это самое северное месторождение компании. И это единственный наш проект, в рамках которого руду для обогащения приходится возить на расстояние 170 километров. Это очень сложная логистика, но мы смогли придумать решение, по которому руда перевозится специальными автопоездами – это тоже наш первый подобный опыт. Государство помогло компании, предоставив субсидию на компенсацию затрат на строительство 150-километровой дороги.

Месторождение дает не только алмазы в копилку компании. Оно создает более 700 новых рабочих мест в регионе, на которые привлекаются местные кадры. И, поскольку оно дозагружает мощности обогатительной фабрики, оно на много лет вперед обеспечивает стабильность города Удачный, в котором проживают 12 тысяч человек.

Отвечая на ваш вопрос по поводу «Мира» – нет, подготовка к добыче на Верхне-Мунском началась еще в 2015 году, так что это не связанные напрямую вещи. Хотя, конечно, осознавая ситуацию с «Миром», готовились к запуску месторождения еще более интенсивно и с еще большей ответственностью.

InterviewIvanov 2019 4

Раз уж мы затронули тему Верхней Муны, какие еще проекты АЛРОСА на подходе? За счет чего вы будем поддерживать, или может быть даже наращивать добычу в последующие годы?

- Во-первых, достаточно успешно работает наш геологоразведочный комплекс. Мы в прошлом году нарастили запасы алмазов в недрах на 58 млн карат, наши общие запасы не опускаются ниже отметки 1 млрд карат – а это стабильная добыча в течение не менее 25 лет. Хороший прирост по запасам ожидаем и в этом году.

- С учетом аварии на руднике «Мир», мы сейчас дополнительно смотрим возможности по Мирнинскому району – объекты, которые раньше были неактуальными, поскольку рядом действовал уже построенный и богатый алмазами рудник. Это россыпи, находящиеся вдоль рек Ирелях, Малая Ботуобия, ряд других проектов. Мы уверены, что к разработке части из них мы сможем приступить или в конце 2019 или в 2020-х годах.

Дополнительно у нас идет существенное увеличение добычи на Нюрбинском ГОКе, более 1 млн карат дополнительно. Мы совместно с консультантами будем реализовывать ряд технических мероприятий, которые позволят нам существенно нарастить добычу на Нюрбинском ГОКе.

Удачнинский ГОК в следующем году выходит на проектную мощность. В этом году они были «зажаты» за счет горно-геологических условий, отсутствия ряда буровых машин. Рудник находится в стадии становления, поэтому тут ничего удивительного нет. Сейчас все необходимые решения приняты, вся необходимая техника будет доставлена в феврале-марте 2019 года, и рудник «Удачный» начнет «раскачиваться» уже на достаточно солидную производительность. И все это принесет дополнительные алмазы, дополнительную выручку и дополнительную стабильность нашей компании.

InterviewIvanov 2019 5

В этой связи невозможно не спросить о руднике «Мир». Если говорить о будущем, есть ли оно у «Мира»?

- Безусловно, есть. В ближайшее время мы с другими руководителями компании будем обсуждать принципы дальнейшей работы по восстановлению «Мира». Мы получили заключение ряда международных экспертов. Я бы не сказал, что они нам предложили какой-то прорывной путь по восстановлению рудника, но некоторые решения достаточно интересные. Мы также должны быть уверены в том, что использовали все имеющиеся на сегодня в мире интеллектуальные, аналитические знания.

Основная работа будет лежать на нашем институте «Якутнипроалмаз», ответственность за все проектные решения будем нести мы. Есть ряд интересных наработок, и мы их будем обсуждать. Я думаю, что к лету следующего года мы сможем выйти на дальнейшее понимание концепции освоения запасов рудника «Мир» и начать технико-экономическое обоснование. Мы уверены, что те инвестиции, которые будет необходимо сделать в восстановление рудника «Мир», будут окупаемы.

Проект будет полностью исключать любые риски, связанные с наличием водного объекта, который вряд ли удастся ликвидировать. Это затопленный карьер, который всегда был и который привел к той аварии, которая произошла. Сначала нужно убедиться, что проект будет отвечать всем новейшим, самым жестким принципам промышленной безопасности, и будет экономическая эффективность. Скорее всего, это будет добыча снизу-вверх, с нижних горизонтов, а не сверху вниз. По мере развития технических решений возможно освоение затопленной части, но это уже, скорее, вторая-третья фаза проекта. Пока здесь дополнительной информации нет, мы не хотим создавать преждевременные ожидания.

InterviewIvanov 2019 6

Нужно ли вообще столько алмазов? Ведь говорят, что наш рынок постепенно замещает синтетика…

- Все далеко не так ужасно, как вы говорите, хотя, конечно, риски присутствуют. Как вы, наверное, видели в СМИ, даже De Beers теперь вышла на этот рынок и продает ювелирные украшения с синтетическими бриллиантами по очень доступным ценам. De Beers осознанно идет на этот рынок, чтобы тем самым вывести синтетику в категорию дешевого товара, отдельную нишу качественной бижутерии.

Угроза есть, это нужно признать. Она исходит не только от производителей синтетических алмазов. Мы конкурируем сегодня с люкс-товарами: это дорогая одежда, машины, вина, путешествия, и ряд других расходов, которые несут людям эмоции. Конкурируем давно, но синтетика является прямой, явной угрозой. Я за этой ситуацией внимательно наблюдаю, часто общаюсь и с производителями ювелирных изделий, и с теми, кто их реализует, с крупными сетями. Мы очень плотно держим руку на пульсе и понимаем, что происходит.

Пока мы считаем, что синтетика займет определенную нишу на рынке. Будут два совершенно разных рынка: рынок более дешевых ювелирных украшений, бижутерии, и рынок природных бриллиантов. Да, может быть существенное давление по ценам на мелкоразмерное природное алмазное сырье, на ряд других позиций. Мы это ожидаем. Но никакой катастрофы для компании АЛРОСА это не вызовет. Особенно если мы будем работать над нашими издержками, себестоимостью, операционной эффективностью, а мы сейчас многое делаем в этом направлении.

В Москве две недели назад состоялся совет директоров нашей Ассоциации производителей алмазов, где были и De Beers, и Rio Tinto, и ряд других компаний, которые входят в эту ассоциацию. Я напомню, что она была создана по предложению АЛРОСА еще в 2015 году. Мы инвестируем в маркетинг именно природных бриллиантов, мы разъясняем покупателям, что наши алмазы добываются и гранятся в бриллианты в абсолютно прозрачных условиях. Мы не используем ни рабский, ни детский труд. Мы занимаем ведущие строчки в рейтингах с точки зрения социальной и экологической ответственности, и ряда других позиций. Все это помогает нам поддерживать спрос на природные бриллианты.

InterviewIvanov 2019 7

Новая стратегия АЛРОСА это учитывает?

- Не новая, скорее обновленная. Предыдущая стратегия принималась в 2013 году. За прошедшие пять лет очень многое изменилось, начиная с макроэкономики. Валютные курсы, инфляция и другие показатели, цены на алмазы, содержание алмазов по ряду наших месторождений, изменились горно-геологические условия. Поэтому все эти данные как вводные при формировании модели развития группы АЛРОСА были скорректированы.

Основные стратегические приоритеты компании остались неизменными, глобальных изменений здесь не планируется. Корректируются лишь пути решения стоящих перед нами задач. Связано это как с внешними факторами – например, растущей конкуренцией с стороны других товаров класса люкс, которую испытывает ювелирно-бриллиантовый рынок и ощущают алмазодобытчики. Так и с внутренними. Главные – это рост себестоимости производства, а также необходимость пересмотра основных показателей деятельности из-за остановки рудника «Мир».

Мы рассчитываем, что актуализированная стратегия позволит нам укрепить свое лидерство среди компаний алмазного сектора за счет повышения операционной эффективности и концентрации на ключевых конкурентных преимуществах компании. А также поддерживать экономический рост и обеспечивать экологически устойчивое развитие в регионах присутствия.

В обновленной стратегии много внимания уделено таким функциям, как маркетинг, промышленная безопасность и ряду других направлений, которые необходимо было актуализировать – стратегия развития компании в Африке, итоги реализации непрофильных активов. Вы знаете, что в этом году мы смогли очень эффективно реализовать наши газовые активы. За счет этих денег мы практически до нуля снизили кредитную нагрузку. Сегодня мы не зависим от каких-либо банковских кредитов. Мы реализовали активы, которые никак не связаны с деятельностью компании, с Мирнинским районом: это гостиничные объекты в Якутске, объекты в Петербурге. Все это дает нам возможность фокусироваться именно на алмазодобыче. При этом, еще раз хочу подчеркнуть, что такие компании, как АЛРОСА-Авиа, АЛРОСА-Лена, Вилюйская ГЭС, АЛРОСА-Газ мы не предполагаем отчуждать, а работаем над их эффективностью.

Вы упомянули, что АЛРОСА занимает ведущие строчки в рейтингах с точки зрения социальной и экологической ответственности. Будет ли меняться социальная политика компании? Какие сегодня приоритеты у компании?

Буквально две недели назад на наблюдательном совете компании мы утвердили финансирование социальных расходов на 2019 г. В целом, мы ничего не сокращаем, а по ряду статей даже идет серьезный прирост. В течение полутора лет мы работали над повышением эффективности этих расходов – чтобы мы от вложенных в социальные программы средств получали большую отдачу, чем в предыдущие годы.

Для нас очень ценно видеть результаты такой работы – мы уже открыли реабилитационный центр для детей-сирот в Мирном, реабилитационный центр под Якутском, начинаем проект по строительству Дворца детства в Мирнинском районе. То есть отдача от вложенных средств колоссальная.

Также для нас крайне важно вкладывать средства в заботу о здоровье наших сотрудников. Вот уже второй год подряд мы проводим медицинские скрининги для работников АЛРОСА старше 40 лет – в этом году в них приняло участие более 9 тысяч человек. В прошлом году благодаря скринингам удалось выявить на начальной стадии различные заболевания у десятков людей и обеспечить им своевременное лечение за счет ДМС. Сейчас мы дополнительно запускаем еще одну возможность для наших сотрудников – проект «Телемедицина», благодаря которому можно будет получить консультацию специалиста, посоветоваться, узнать «второе мнение», находясь в любой географической точке.

Источник: ИА Якутия24/Yakutia24

Поделиться: