Многие в Якутии хорошо представляют себе, как добывают алмазы. Но немногие знают, что с ними происходит дальше. За дальнейший путь алмаза после «горы» отвечает Единая сбытовая организация АЛРОСА, через которую проходят сортировку, первичную оценку, предпродажную подготовку и реализацию все алмазы компании. В ней работают более 500 специалистов высокого класса – сортировщиков и экспертов. Они занимаются правильным классифицированием кристаллов, определяя тем самым их дальнейшую судьбу. Многие здесь работают с алмазным сырьем десятилетиями.
По заданию ЕСО разрабатываются и используются принципиально новые автоматы механизированной сортировки алмазов. Но несмотря на тот факт, что ЕСО оснащена по последнему слову техники, которая значительно облегчает кропотливый труд специалистов, профессиональные навыки и опыт сортировщика по-прежнему не способна заменить никакая машина.
Единая сбытовая организация поддерживает большое количество деловых и партнерских связей в России и за рубежом. Для этого она постоянно развивается, сегодня в ее структуре должны быть заложены передовые стандарты работы клиентской службы, миссия которой – повысить уровень взаимодействия с клиентами, скорость обратной связи, реализовать максимальную автоматизацию процессов. Также необходимо внедрять институт клиентских менеджеров, которые во взаимодействии с продуктовыми и региональными менеджерами должны будут максимально быстро и эффективно снимать вопросы клиентов АЛРОСА. О том, как сегодня работает ЕСО, рассказал директор Единой сбытовой организации, член правления АЛРОСА Евгений Агуреев.
Как это происходит
Большинство алмазов АЛРОСА продается за рубеж. Не потому, что компании не интересен внутренний рынок, а потому, что сегодня он, к сожалению, слишком мал, чтобы вместить все добываемые якутские камни. Из 55 долгосрочных покупателей АЛРОСА, только 8 – российские компании.
По долгосрочным контрактам АЛРОСА сегодня продает более 70% алмазов. Контракты заключаются сроком на три года и гарантируют покупателю стабильные и предсказуемые поставки, а компании – не менее стабильный сбыт. Такая схема защищает от волатильности и кризисных периодов на рынке. Ее по достоинству оценили долгосрочные клиенты – представители крупных гранильных и ювелирных компаний мира.
Из оставшегося сырья больше половины продается на аукционах. Это в первую очередь самые крупные камни, за каждый из которых компании интересно получить наибольшую цену. Часть таких, а также цветных камней забирает себе гранильная «дочка» – «БРИЛЛИАНТЫ АЛРОСА», которая сегодня преуспевает в обработке такого сырья.
Если особо крупные камни продаются поштучно, то большинство – все-таки «боксами» – специальными наборами по несколько камней, которые имеют фиксированную цену и состав. Чтобы собрать правильный бокс, не обойтись без сортировщиков и экспертов. Они оценивают камни по каждому из четырех параметров: массе и размеру, форме, цвету и чистоте. Совокупность этих параметров дает более 8 тысяч комбинаций – именно столько позиций должен помнить эксперт, чтобы оценить камень правильно.
«Машины, которая могла бы заменить специалиста, нет»
В этом году в ЕСО вдвое увеличено число автоматов по сортировке алмазов. В ЕСО и ЯПТА (якутское предприятие по торговле алмазами) к концу 2017 года работало 27 автоматов, в 2018 году запускаются еще почти 30. Автоматы внедряются на разных направлениях. Это позволяет более эффективно работать по новой номенклатуре цветов и грамотно формировать цветные лоты для аукционов.
«Я убежден, что мы не заменим ручной труд на автоматический на 100%. Нет универсального автомата, который отсортировал бы камень по всем позициям: размер, форма, цвет, качество. Там, где наши конкуренты перешли полностью на автоматическую сортировку, клиенты оставляют неоднозначные отзывы. Автоматизация необходима, но в сочетании с ручной подсортировкой и созданием рыночной номенклатуры готовой продукции. Только руки и глаза нашего специалиста с опытом способны точно оценить минерал», - сказал Евгений Агуреев.
Специалисты, которые работают в АЛРОСА, имеют экспертизу, наработанную временем. Машины, которая могла бы полностью заменить эксперта, пока нет, подытожил директор Единой сбытовой организации.
Меньше времени
Путь алмаза от добычи руды до продажи долог – он может занимать около трех месяцев. Именно такое время сегодня занимает предпродажная подготовка: первичная сортировка и оценка в Центре сортировки в Мирном, транспортировка в Москву, полная сортировка и экспертная оценка в ЕСО, формирование бокса. В рамках программы повышения операционной эффективности и качества бизнес-процессов, АЛРОСА намерена оптимизировать схемы распределения потоков алмазного сырья между различными подразделениями компании.
В рамках проекта будут подготовлены предложения по оптимизации схемы распределения потоков алмазного сырья, до конца года уже будут внедрены пилотные инициативы по сокращению цикла и системы диспетчеризации внутри сбытового блока. Их реализация позволит АЛРОСА уже до конца 2018 года снизить объем технологических запасов и увеличить объем готовой к продаже продукции на сумму свыше 100 млн долл. США относительно уровня начала 2018 года – просто за счет увеличения скорости обработки.
Что особенно ценно, к работе над этим проектом были привлечены не только внешние консультанты, но и сами сотрудники. Из инициативных работников ЕСО, хорошо понимающих процесс, была сформирована рабочая группа, которая также предлагала свои идеи и решения.
«Совместно с консультантами мы внимательно проанализировали все этапы движения алмазов внутри компании и определили возможности для сокращения временных и трудозатрат. Успешная реализация этого проекта позволит нам освободить из наших запасов достаточно большой объем продукции, который, как мы ожидаем, будет реализован на рынке в 2019 году. Кроме того, у нас есть и дополнительная», – отметил Евгений Агуреев.
Больше цвета
В последнее время все чаще появляются сообщения о находках цветных алмазов, и им уделяется все больше внимания – и клиентами, и потребителями. Цветные алмазы крайне редки, один камень из десяти тысяч. Иногда цена цветного камня может превышать стоимость сопоставимого, но белого – в разы, иногда в десятки раз. Долю добычи цветных алмазов по всей группе компаний АЛРОСА оценивают в объеме менее одного процента от всей добычи алмазов. Но это продукт с потенциально большей добавочной стоимостью, который компанией ранее не использовался. И для этого в Единой сбытовой организации стало необходимостью смена подходов к сортировке и подаче на рынок такого сырья.
«Раньше все цветные камни находились в восьмом-девятом цветах. В прошлом году мы поменяли внутренние документы компании, сформировали промышленные образцы и отдельную товарную номенклатуру по таким камням. Теперь ряд цветовых образцов представлен 19 позициями. У нас появились розовые, сиреневые, фиолетовые, зелено-коричневые, оранжево-желтые позиции», - рассказал о нововведениях Евгений Агуреев.
Команда сбытовой организации сразу же принялась работать по новой схеме. В начале года были отсортированы и накоплены камни по новой товарной номенклатуре.
Сегодня 80% цветных алмазов добываются на россыпях «Алмазов Анабара». На втором месте по объему добываемых цветных – «Севералмаз», на третьем – АК «АЛРОСА». Два уникальных камня – желтый и розовый, о которых мы сообщали в прошлом году, – с «Алмазов Анабара». У «Севералмаза» тоже особенные камни. Это так называемые кристаллы в тонкой рубашке, под которой может быть интересное цветное сырье. Спустя некоторое время Верхне-Мунское месторождение покажет, какое место оно займет в добыче цветных алмазов АЛРОСА.
Лучше сервис
Мало добыть и отсортировать алмазы, главное – обеспечить такой уровень взаимодействия с клиентами, чтобы продажи шли успешно. АЛРОСА провела очень большую работу с нашими клиентами в рамках новой долгосрочной программы, которая стартовала с 1 января: специалисты провели порядка 90 встреч на площадке ЕСО с действующими и потенциальными клиентами, изучали их текущую бизнес-модель, анализировали возможные риски, выявляли их специфику и потребности.
«Меня, человека, недавно пришедшего в эту индустрию из финансового сектора, удивило, какие разнообразные передовые технологии внедряют некоторые игроки в свои производственные процессы. Это и элементы искусственного интеллекта, и предиктивная аналитика, и машинное обучение. С такими клиентами, безусловно, интересно работать и сотрудничать», - сказал Евгений Агуреев.
По его словам, ЕСО будет стремиться заложить передовые стандарты работы клиентской службы, миссия которой – повысить уровень взаимодействия с клиентами, скорость обратной связи, реализовать максимальную автоматизацию процессов. Необходимо внедрять институт клиентских менеджеров, которые во взаимодействии с продуктовыми и региональными менеджерами должны будут максимально быстро и эффективно снимать вопросы наших клиентов – для этого они должны будут обладать соответствующими полномочиями. А вопросы могут быть разные: от непонимания принципов, реализованных в системе рейтингования наших клиентов, вопросов ведения совместных маркетинговых акций до технических вопросов к содержанию предложенных боксов или вопросов по оплате.
«Новая служба потребует ресурсов. Многие компетенции у нас уже есть, но дополнительные ресурсы необходимо будет брать с рынка и приглашать людей. Это тема нашей эффективности, имиджа, клиентоориентированности, поэтому это один из моих приоритетов. Для клиентов мы меняемся комплексно», - отметил он.
Источник: АЛРОСА