Будучи студентом Центрального Института физической культуры СССР, лучшего ВУЗа, имевшего первый учебник в мире о теории физической культуры и спорта удивлялся прозорливости своих предков, создавших систему подготовки воинов. Она в полной мере, может быть и глубже готовит человека к совершенству духа, тела и разума чем где-либо.

Теория Льва Павловича Матвеева была основана на вариации тренировочных занятий усталости и восстановления систем организма, тем самым достичь суперкомпенсации утраченных сил, что является усилением функции органов человека. Мы называем это явление спортивной формой. Работая преподавателем физической культуры в учебном заведении, занимаясь спортивной наукой во Всесоюном научно-исследовательском институте физической культуры, работая три года в комплексной научной группе сборной команды Советского Союза ещё более глубже осознал необходимость систематизации любой деятельности от начала до достижения результата на основе творчества. Система подготовки боотуров начинает тренировку детей с пальцев и кистей рук настольными играми “хабылык” (хап-ыл) и “хабысха” (хап-ыс). Сегодня мы на основе научных исследований можем утверждать, что пальцы и кисти рук развивают 70 % головного мозга. Последовательно планируемые упражнения на различные мышцы, суставы, сухожилия в зависимости от возраста занимающихся постепенно доводят юношей до гармонии управления физических возможностей с духом, телом и разумом. Итогом многолетней подготовки воина различными упражнениями завершается владением искусства единоборства “хапсагай”. Философия хапсагая заключена не в нападении, а в защите, используя усилия противника, поэтому расшифруется как “хап” (лови), “сах” (начни), “ай” (твори). Боотур, пройдя такую систему подготовки, становится всесторонне гармонично развитой личностью, умеющим ловко говорить, ловко двигаться, ловко думать. Их избирали лидерами своих родов, предводителями народа.

После аспирантуры эти свои мысли говорил Председателю Государственного комитета республики по спорту, имеющему огромный опыт государственной службы Татаринову Степану Спиридоновичу. Степан Спиридонович предложил организовать I-ю республиканскую международную научно-практическую конференцию по национальным видам спорта: «Национальные игры и состязания в повышении массовости физической культуры населения», которая была организована 24-25 октября 1990 г., одобренная Правительством РС(Я).

В конференции приняли участие ученые из Москвы, Свердловска, Алма-Аты, Бухары, Хабаровска, Бреста, Ленинграда, Кызыла, Киргизии, Улан-Удэ, Узбекистана, Омска, городов и сёл республики. Замечательные слова высказали учителя из сельских школ об эффективности национальных видов упражнений для общего развития, преподаватели ЯГУ дружно говорили о необходимости составления программы работы по национальным видам спорта для учителей, о подготовке специалистов по национальным видам спорта в стенах государственного университета. Выступавшие отметили социальную значимость национальных видов спорта для развития человека в экстремальных условиях Севера, исконную философию народных игр, раскрыли имеющиеся проблемы этих видов спорта, тем самым заявили о возможности их массового развития в стране, пути выхода на международный уровень.

В городах и районных центрах в детских спортивных школах начали предусматривать штаты тренеров по национальным видам спорта. До этого времени национальными видами спорта занимались только тренеры-энтузиасты на общественных началах. В этой связи надо было готовить кадры, открыть центры, школы, работающие по национальным видам спорта, учредить федерации по каждому виду, во главе которых стояли бы авторитетные люди республики, систематизировать работу по технике и тактике тренировочной и соревновательной деятельности. Для централизации работы по национальным видам спорта в министерстве было образовано управление. Руководителем управления был приглашен молодой, действующий спортсмен Иннокентий Юрьевич Григорьев, начальник отдела спорта Олекминского района. Подготовленные по такой системе спортсмены должны были иметь выход за пределы республики. Идея выхода на международный уровень появилась организацией переходящих из страны в страну Арктических спортивных игр  (АСИ) среди студентов ВУЗов циркумполярной цивилизации. Григорьев Иннокентий Юрьевич и Говоров Семен Иннокентьевич были командированы в Канаду для изучения этого вопроса. По поручению Михаила Ефимовича я выступил на Генеральной Ассамблее Северного форума о таких соревнованиях с контекстом развития событийного туризма. Но сложная транспортная схема не вызвала интереса среди членов Северного формума. Идея наша повисла в воздухе.

Окрыленные итогом первой научно-практической конференции,  мы с энтузиастом по национальным видам спорта Валерием Пантелеймоновичем Кочневым в 1993 году издали книгу «Спорт: годы, события, судьбы …», где были включены многие основные вопросы обеспечения физической культуры и спорта высших достижений. В это время страна стала на путь строительства правового государства. Многие регионы взялись писать законы, чтобы адаптироваться к рыночным условиям. Госкомспорт с участием доктора юридических наук Дмитрия Николаевича Миронова  и доктора педагогических наук,  Вице-президента ОКР Владимира Сергеевича Родиченко начали готовить проект закона о физической культуре и спорте РС(Я). Первый съезд работников физической культуры (28.05.1991) рассмотрел концепцию развития и проект закона, который был принят Верховным Советом республики в 24.12.1992 г. первым в Российской Федерации.

Мы перестали бояться говорить слово “национальное”, ибо все традиции нашего народа были основаны на вере “Айыы” (Творение). Огромное подспорье в возрождении и обнослении национальных видов спорта оказали труды Лазаря Андреевича Афанасьева (Тэрис), который после десятилетнего изучения веры народа в архивах республики выпустил первую свою книгу в 1993 г. Эта книга подтолкнула нас к написанию концепции молодежной политики под названием “Возрождение народых традиций”, оздоровление духа, тела и разума спортом высших достижений, самосовершенствование способностей и возможностей образованием на основе заложенных природой задатков. Они заменили директивой работавшую систему “воспитания” детства и молодежи, подчиненную к идеологии правящей партии, опять же готовивший подрастающее поколение к подчинению. Творчество рождается от свободы. Сейчас можно говорить, что причиной отставания нашей системы образования от творчески работающих учителей, преподавателей, научных работников просветающих в своём развитии стран был запрет, ограничение исконного мировоззрения народов страны.

В начале лета 1995 года наш легендарный тренер Николай Николаевич Кычкин поделился со своими коллегами о намерении организовать и провести международные спортивные игры “Дети Азии” среди шашистов. Слух об этом быстро распространился среди работников физической культуры и спорта, дошло и до Президента. Михаил Ефимович вызывает меня и приподнятым голосом говорит: “Мы свои игры назовём “Дети Азии”. Поезжай в Москву и включи эти игры в календарь соревнований России”. Радость озарения Президента необходимо объяснить, так как он увидел в организации этих игр своё политическое кредо. Это очень важно. Мы родили только идеи, а он основатель этого масштабного международного мероприятия, его включенность в эту политику успешно решил все вопросы, мешавшие всем, и россиянам и нам. В своей книге об этих играх Михаил Ефимович с энтузиазмом говорит об основателе Олимпийского движения. Мы, знающие историю развития олимпийского движения, обязаны и это объяснить со всех сторон для современных любителей спорта.

Мнение Пьера де Кубертена, что «спорт вне политики», записанного в одном из основных положений Олимпийской хартии, превратилась в иллюзию из-за серьезных негативных столетних историй развития движения. Да, основатель современного олимпийского движения, предвидел будущие идеологические войны между странами и хотел, чтобы грязная политика не помешала спорту объединять народы мира в честной и справедливой конкуренции духа, тела и разума в стадионе, а не на войне. Но, сегодня большая политика и большой спорт переплелись так тесно, что это положение Олимпийской хартии начал хромать даже с IV Игр в 1908 г. в Лондоне. Во время парада команд англичане предложили знаменосцам склонить национальные флаги перед Королевской ложей. Разразился скандал. Капитан сборной США сказал: «Этот флаг не склоняется ни перед одним монархом». А сколько было бойкотов, отстранений, смен правил соревнований ради устранения спортсменов отдельных географических зон, признания статуса государства через участие на олимпийских играх (ГДР), раздельное поселение в олимпийской деревне представителей государств социалистического лагеря, запреты поднятия государственных символов и многое другое. Эти исторические данные реально демонстрируют что спорт высших достижений современности – один из главных действующих атрибутов конкурентной политики в мире.

Международные спортивные игры “Дети Азии” для нашей северной республики событие, имеющее огромное социальное, экономическое и политическое значение. Думаю, что это имеет ещё большее значение для нашей страны в целом. Для нашего города это видно в строительстве спортивных сооружений, отвечающих международным стандартам, в архитектурном преобразовании города Якутска из деревянного в каменный. В стремлении северной молодежи развиваться. Это было видно на первом и втором Конгрессах молодежи республики, где по 120 молодых смело высказывали свои взгляды о развитии, не имея опыта в жизни. Михаил Ефимович, именно стараясь реализовать эти мечты молодежи организовал предприятие “Нижнеленское”, этому примеру последовал и “Алмазы Анабара”. Все решения Президента не буду перечислять, об этом напишут другие. Зпмечу лишь то, что внутренняя политика страны на севере вот уже тридцать лет не оправдывает надежды молодых, поэтому молодежь стала уходить от нас в поисках возможной реализации своего личностного потенциала в другом месте, где более благополучно созданы услови для творческой жизни.

Политика, начатая Михаилом Ефимовичем Николаевым в 90-х годах о приоритетности азиатского, восточного направления развития всей Сибири, Дальнего Востока, Севера и Арктики начало приобретать глобальное значение для политического и экономического имиджа всей страны уже сегодня. Надо признать, что политические события, инициированные США на Украине, способствовали ускорению добрососедских отношений России с Китаем, Индией, дургими азиатскими странами. Реализация этой политики превращает регионы России от резервных и ресурсных территорий к экономически значимым, самостоятельно развивающимся зонам страны. Михаил Ефимович добивался такого положения этих регионов с первых дней президентства республикой. Его политика экономической суверенизации, колоссальная работа депутатов Верховного Совета республики первого созыва по разработке приемлемых для севера законов, инициативы организации экономических форумов в Сибири, специализированного министерства страны по этим регионам, участие в работе Северного Форума, избрание его руководителем неправительственной организации “Северный Форум” – всё это доказывает его как человека с большой политики, добропорядочного, истинного сына своего народа, придерживающегося традиций северной справедливости по всем жизненным позициям, с чистой совестью работавшего ради народов своей родной республики.

Его желание преобразить окраинное сознание жителей республики в центр мировых лидеров научной, интеллектуальной, духовной, образовательной и традиционной культуры достиг в итогах работы Высшей школы музыки, руководимого Василием Афанасьевичем Босиковым,  балета, руководимого Натальей Семеновной Посельских, авторской школы Нины Афанасьевны Алексеевой, Нижнекуранахской гимназии, руководимой Разией Сафаровной Улыбиной. Его политическую деятельность оправдали спортивные работники республики, подготовившие лидеров мирового спорта в 18 видах спорта в период его руководства республикой. Эти достижения основаны на том, что мы все верили в него, он дал нам надежду в самое сложное для страны время. Мы надеемся, что этот опыт послужит хорошим примером и для других направлений социальной структуры общества. При появлении масштабно творчески работающих лидеров республики появятся и лидеры мирового масштаба, без которых мировая общественность не признает тысячелетием установленные традиции нашего народа в условиях Севера и Арктики, богатых ресурсными возможностями. По идее Михаила Ефимовича мы должны были перестать “вариться в собственном соку”. Международные игры “Дети Азии” – это не только соревнования в силе и ловкости тела, в первую очередь это обмен интеллектом, культурой, уровнем образования. Эту задачу стремился выполнить Президент международной федерации по шашкам Владимир Ильич Птицын сразу после Олимпийских Игр в Пекине, организовавший Чемпионат Мира по интеллектуальным играм. Главным судьёй этих игр был назначен наш землях, судья международного класса Дмитрий Васильевич Сыромятников. К сожалению другой попытки реализовать цели игр “Дети Азии” за прошедшие 26 лет не было.

Михаил Ефимович прекрасно понимал, что нельзя владеть Востоком, с Востоком и Азией надо дружить, признавая их мудрость, основанные на законах природы. Работая одним из руководителей Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации он вложил свою жизненно необходимую лепту в этой очень важной для восточных регионов России политике. Учитывая правильное политическое кредо Михаила Ефимовича его часто приглашали в Китай руководителем российской делегации. Разумный мир знает, что Восточные страны отличаются от других стран своим бережным отношением к природе. Они записаны в почитании природосообразного, культуросообразного, социосообразного синтоизма, конфуцианства, буддизма, консолидирующие народ в единое целое, веру в справедливость своих правителей, которые оправдывают надежды своего народа принятыми законами. Мудрость восточного мышления ещё доказана множеством традиционных школ развития духа, тела и разума человека, которые восприняты миром. Их включение в программы Олимпийских Игр - критерий признания этих учений. Вот почему эти игры азиатские, континентальные, сплачивающие восточное мировоззрение, культуру, традиции и ни в коем случае нельзя смешивать к этим играм дргие континенты Земли, пусть объединяют свои мировоззрения у себя. Эволюция человека сложна, история азиатов тоже изобилует жестокостью к народам других стран.

Но, Восток – это не запад, который настроил своих граждан на культ денег, видеть счастье не в детях, а в богатсве, что привело к колоссальному расслоению общества, исреблению многих коренных народов завоёванной страны, Африки, других континентов, убийству лидеров стран, нашедших путь справедливого развития, процветания своих народов, тем самым разрушившим светлый разум людей этих стран. Такое умопомрачительное политическое заблуждение “править миром” привело к фантастическому снижению индекса рождаемости западных стран. Этот политический грех приводит многие народы к исчезновению, что разум любой религии называет божьей карой. Понимая эти тенденции наш первый Президент с начала своего руководства республикой, для консолидации общества, говорил о возрождении веры “Айыы” своего народа. Но наше заглушенное 250-летним имперским запретом, потом 70-летней идеологией государственного строя страны вера не была готова ответить президенту раскрытием истинной сути мудрости своих предков. Только сегодня мы начали массово говорить об истинном значении своей веры, способной развить человека до ноосверного мышления и удивляемся, как наши предки 2500 лет тому назад предвидели научные гипотезы мыслителей современности в начале XX века, о разумном отношении к природе на основе воспитания в детях творческого подхода.

Интерес Михаила Ефимовича к вере своего народа и Православию была настолько большой, что нас заставлял выяснять истинную суть слова «духовность». Мы ездили в Загорск, Владимир, Суздаль, Геленджик и другие центры православия. Я искренне хотел понять роль религии в воспитании доброты у русского народа. С малых лет мы восхищались Добрым молодцем, поэтому читал, принимал пассивное участие в спорах, полемиках, сидел на собраниях, на ус мотал различные мнения. Но, почему-то в памяти осталось одно услышанное мнение, что многие народы страны не восприняли православие, придуманную палестинскими евреями под названием «Право славян», подаренную греками русским. Право быть как гласит народная поговорка «без вины быть виноватым» перед богом, поэтому многие народы остались верными исконной своей религии «тенгрианству» или стали «мусульманами», «буддистами». Ибо каждый раз заходя в храм православия они слышат слова, направленные ему признать своих не заслуженных грехов, быть при этом ещё и чьим-то совсем ему не знакомым видом и внешностью человеку чужим рабом: «Господи помилуй раба твоего».

Но мы узнали истинный смысл слова «Великая Русь», суть которого заложено в Космических лучах – источниками которых являются частицы высокой энергии. По данным физической науки разновидность их множество. Среди них Агния Йоги выделяет Лучи Благословенного Света. Видимо они порождают энергию, озаряя добрые и светлые мысли, что мы может и называем духовностью. Оказалось, что на территорию России есть много мест, где падают эти благословенные космические лучи, сеющие доброту и справедливость. На этих местах русские ясновидящие подсказывали строить храмы, поэтому, например, в Загорск приезжали высшие чины Европейских стран найти решения проблем своего государства. Жили они в гостевых домах, ели блюда православных крестьян в трапезной, пока не получат от космических лучей озарение о решении своих проблем. Суть этих решений обязаны были перед отъездом огласить в церкви на территории Загорска. Но, при паломничестве жадных, алчных, завистливых людей эти лучи, оказывается, перестают работать. Всё это очень интересно с точки зрения эзотерики, а современная наука ещё не может объяснить эти явления. После этих понятий Михаил Ефимович добавил в название министерства культуры слово духовность. Отсюда и «Ытык Кэрэ сирдэр» (священные места).

Саха никогда не признает себя рабом, в его крови предки заложили, что он дитя природы, этот титул ещё надо заслужить своим отношением, поведением к природе. Наш первый Президент имел этот титул, он был назначен Всевышним для сохранения народов республики в сложное для страны время. Доказательство этого явления мною написано в статье «Тарҕан» газеты города Якутска. Следовательно, благодаря человеческим качествам Михаила Ефимовича, мы благополучно пережили период развала государственного строя, без военных конфликтов и без разногласий между народами. Этот уровень по этой вере присуждается каждому только Таҥара – формирующим мир Богом, поэтому саха по своей вере верит не в какого-то идеолога с человеческим лицом, а только в силу Вселенной. Он не стремится строить храм и жить за счёт пожертвований. Жить так и проповедовать разум унизительно. Для него природа и есть храм, зачем живя в храме строить ещё храм. Для воспитания своих детей в мировоззрении своего народа, что позволит возродить и приблизит сознание детей к традициям предков на основе смысла жизни предков, необходимо строить музей веры народа саха в каждой школе. Тогда наши потомки не будут подражать ярким, но не правильным жизненным реалиям неразумной жизни Запада, а вникнут в суть творческого, справедливого начала жизни по установленным, но обновленным традициям своих предков. Именно эти заложенные традиции предков поднимут достоинство и честь народа саха. Ведь не мозг управляет нашим сознанием и поведением, а генетические коды, заложенные географической средой.

Виктор Ноговицын, Председатель любителей спорта РС(Я)

Поделиться: