"Моя голова была внизу, а на ней - чья-то нога. Мне ничего не говорили". Так описал момент похищения житель Якутска, которого неизвестные полицейские пытались склонить дать показания против знакомых. 

Трое молодых мужчин обвиняются в краже. Виновны ли они, определит суд. Вопросы возникают к действиям сотрудников полиции, которые незаконно удерживали их в течение суток и со слов обвиняемых избивали. Но больше всех в этой истории не повезло знакомому обвиняемых, которого сотрудники полиции увезли в загородный дом и склоняли дать показания против задержанных.  

Пропали без вести на сутки 

Петракова, Лютаева, Гаврильева (фамилии изменены - прим. ред.) задержали в шесть часов вечера 9 ноября прошлого года. Их машину остановил патруль ДПС. В этот момент к ним подъехали полицейские, скрутили и увезли их в отделение полиции. На видео зафиксировано, как в автомашину компании садится один из мужчин, участвовавших в задержании, и уезжает в неизвестном направлении. Авто, по словам обратившихся в редакцию матерей, после продолжительных переговоров удалось получить обратно лишь в марте этого года.

Задержанных мужчин полицейские доставили в I отдел полиции Якутска. Это стало известно позже. А тогда до позднего вечера родные не знали об их местонахождении. В ночь на 10 ноября, как только стали известны некоторые подробности, матери заключили соглашения с адвокатами, которые безуспешно пытались узнать, где находятся мужчины. Ни в одном из ОП в качестве задержанных разыскиваемые не значились. 

У следователей "свои" адвокаты

Протокол о задержании в отношении них был составлен лишь 10 ноября. В три часа ночи документ оформлен в отношении Петракова, в восемь вечера - на Лютаева и Гаврильева. При этом присутствовали приглашённые следователями адвокаты Наумов и Самаганова. 

Следует уточнить, что в момент составления протокола о задержании Лютаев, воспользовавшись правом на звонок, выяснил, что ему наняли адвоката Григорьева. Задержанный отказался от услуг Самагановой, но следователь Павлов Следственного управления МУ МВД РФ "Якутское" настоял на том, чтобы следственные мероприятия, в том числе предъявление обвинения, были проведены с её участием. 

Те же самые нарушения допущены в отношении задержанного Петракова. 10 ноября следователь Атласов разрешил ему встретиться с адвокатом по соглашению Сейфутдиновым. На следующий день при участии своего защитника Петракову была избрана мера пресечения. Однако 12 ноября следователь при предъявлении Петракову обвинения снова пригласил адвоката Наумова. 

Позже по жалобе Лютаева защитник Самаганова по решению Адвокатской палаты Якутии лишена статуса адвоката. 

"Пускали дым по противогазу"

Кроме того, задержанные пожаловались на то, что их на допросе избивали и пытали. 11 ноября к Лютаеву был допущен адвокат по соглашению Григорьев. Он опросил своего подзащитного и тот рассказал, что в день задержания его избивали сотрудники полиции. "В кабинете находились около 7 оперов. Меня спросили, знаю ли за что задержан. Когда сказал, что нет и не понимаю, о чем речь, мне ответили: "Тогда будет по-плохому". С меня сняли наручники, связали руки и ноги ремнём, повалили на пол. Я лежал на полу на животе в позе "ласточки". Они наступали на голову и лопатки ногами. Затем одевали на голову целлофановый пакет и не давали дышать. Повторяли примерно 30-40 раз. Одевали противогаз и пускали сигаретный дым. Мне было трудно дышать, я терял сознание, засыпал. Это продолжалось с 19.00 до 24.00 часов". 12 ноября медики диагностировали у Лютаева "ушиб мягких тканей лица, височной части головы, ушиб, ссадину скуловой области слева".   

Родные Лютаева и Петракова написали заявление в Следком РФ по Якутии о том, что 9 ноября полицейские незаконно удерживали их сыновей и избивали. Но следователь по особо важным делам Магамедов отказал в возбуждении уголовного дела. Обратившихся в Следком признали "добросовестно заблуждавшимися", с Лютаевым не стали разговаривать, а к рассказу Петракова отнеслись критически - "пояснения противоречат количеству и локализации телесных повреждений, которые были обнаружены при их медицинском исследовании".   

В плену у правоохранителей 

Но в этой истории есть человек, который пострадал, только потому что был знаком с обвиняемыми. Эдуарда (имя изменено - прим.ред.) люди, которые в курсе уголовного дела, похитили и держали в загородном доме. "Это произошло в начале мая. Рано утром, примерно в 6 ч. 20 м., я вышел из дома. Мне надо было ехать по делам. Машина не сразу завелась. Я открыл капот, в это время ни звуков подъезжающей машины, ни шагов, не услышал. Опомнился лишь тогда, когда в один момент мои руки начали уходить назад, а капот остался наверху. Никаких требований не было, стоял ор и мат. Когда меня начали запихивать в машину, краем глаза заметил, что авто марки Toyota Ipsum. Их было трое. Позже к ним присоединился четвёртый. По моим ощущениям, ездили час-полтора.  

По городу? 

- Не могу сказать. Моя голова была внизу, а на ней - чья-то нога. Мне ничего не говорили, между собой разговаривали по-якутски. Привезли к какому-то дому. Но его я не видел, видел только пол. Один человек держал меня сзади, другой шёл спереди и не давал поднять голову. У меня забрали телефон и деньги. Мы прошли на второй этаж. Там меня заставили снять ботинки, носки и привязали к кровати.  

Привязали или пристегнули? 

- Привязали. Ни наручников, ни пистолетов, ни корочек я не видел. Но по вопросам, которые они мне задавали, понял, что они сотрудники полиции. Спрашивали меня о моих знакомых, которые обвинялись в крупной краже и требовали дать показания против них. Но я не был в курсе их дел, был с ними знаком, но не общался тесно. 

Когда я отказывался отвечать, меня ударяли. Со мной всё время находился один и тот же человек. Периодически он спускался вниз. Когда он возвращался, я слышал явный запах алкоголя. В какой-то момент меня отвязали. И тот, кто сидел со мной, вышел. Тогда я, особо не раздумывая, выпрыгнул в окно.  

Открыли окно и прыгнули? 

- Нет. Я лишь помню, как выбежал в это окно. Видимо, дом невысокий, наверно, поэтому я ничего себе не повредил. Побежал в сторону дороги. 

Погоню чувствовали за собой? 

- Знаете, ни разу не обернулся, даже на этот дом не посмотрел. Хотел лишь поскорее убежать оттуда. Бежал минут пятнадцать. На дороге меня подобрал таксист и довёз до магазина. Оттуда меня забрали друзья. 

Можете сказать, сколько приблизительно вас там держали? 

- Друзья сказали, что забрали меня с 10 до 11 часов.  

Запомнили ли лица людей, которые держали вас в том доме? 

- Да. Особенно запомнился тот, который сторожил меня. Написал заявление в Следком. Давал показания, описал их. Но когда приглашали на опознание представили фотографии, на которых люди и близко не похожи на описанных мною.  

В ответе на запрос News. Ykt. Ru в Следкоме РФ по Якутии отметили, что пострадавший не опознал среди сотрудников полиции тех, которые его удерживали в дачном доме в районе ДСК. Но сообщили, что продолжают вести следственно-розыскные мероприятия.  

Также заявили, что проводится проверка по заявлению матери обвиняемого Лютаева. "После изучения материалов в аппарате следственного управления принятое следователем решение отменено, в связи с неполнотой проведенной проверки", - сообщает СУ СК РФ по Якутии.

Направленный в МВД по Якутии запрос редакции остался без внимания. 

Эдуард ожидает результаты судебно-медицинского освидетельствования. И признаётся, что в успех предпринятого дела особо не верит. "Недавно поменялся следователь. В наше правосудие я особо не верю. У меня сложилось мнение, что надо мной насмехаются, будто я придумал эту историю", - говорит он.

Автор: Саша Александрова

Источник: News.Ykt.Ru

Поделиться: